Сегодня на канале очередной прекрасный белорусский город - Могилев. Белорусская Прага - такое можно очень часто про него услышать.
Здесь красивейшая Ратуша, которая в разные годы была и тюрьмой, и судом. До сих пор помню рассказ о том, что если в местном суде некий обвиняемый признавался виновным в клевете, то он должен был залезть под стол, несколько раз гавкнуть, а потом заявить: "Я брехал яко собака".
История этой Ратуши вообще трагична. Она пережила первые годы советского атеизма, выстояла в войну, но ее взорвали в 1957 году. Восстановили объект уже относительно недавно. А еще сюда едут поклонники необычных памятников. Самый известный из них - это конечно Лёва из Могилёва, который по мобильному телефону звонит маме.
И здесь кажется особенно странным то, что железная дорога пришла в эти места лишь в ХХ веке. Ну вот реально - сетью железных дорог был опоясан уже весь юг страны, уже в Восточную Сибирь пришел Транссиб. А здесь лишь в 1900 году Николай II подписывает указ о строительстве дороги от Витебска через Могилёв на Жлобин. А уже в 1902 году станцию приняли в эксплуатацию. Темпы строительства в те годы с использованием ручного труда поражают. Вот мне иногда пишут, что тяжело сегодня на станции проложить лишний путь, устроить лишнюю платформу. Да как люди это делали больше 100 лет назад-то?!
Интересно, что в акте ввода в эксплуатацию отдельно оговаривалось, что в здании с водяным отоплением имелось помещение для остановки членов правительства.
Вокзал в городе связан с несколькими очень интересными событиями. Считается, что в начале ХХ века к станции были приписаны два автомобиля - такси. Владел ими некий Самуил Сагал. Ничего фамилия не напоминает? Да-да, это по прямой линии родственник Марка Шагала. Конкретно - дед художника. Шагал же считал Могилев своим родным городом.
В 1914-1915 гг. санитаром при станции Могилев служил Сергей Есенин. И в том же 1915 году во время Первом мировой войны здесь была размещена Ставка верховного главнокомандующего. А для царского поезда был сооружен специальный тупик. Николай II вернется в город уже после своего отречения. Здесь говорили, что уехал во время Февральской революции император, а вернулся - полковник.
Естественно, что здание пострадает в годы войны. Но уже в 1945 году его снова введут в эксплуатацию. А уже в 1946 году через Могилев следовали два поезда. Да, для них Могилев не был конечной станцией, но давайте вспомним маршруты и этих поездов первого послевоенного года.
В 05:45 утра сюда прибывал поезд № 60 сообщением Барановичи-Калуга. И стоял он в Могилёве аж 1 час 15 минут.
Буквально через 25 минут после отправления предыдущего поезда, сюда прибывал № 50 сообщением Киев-Ленинград. Стоянка был 20 минут до 07:45.
Ровно в 9 утра здесь окажется поезд № 49 сообщением Ленинград-Киев. У него стоянка была очень небольшой - лишь 20 минут. Кстати, вот что интересно, в справочнике в таблице на листе 76-в с ленинградским поездом станция называется Могилев-I на Днепре. При этом есть еще Могилёв-II, на котором поезд также делал остановку через 11 минут после отбытия с Могилёва-I. А вот на странице 95-в того же справочника станция уже просто Могилёв-I без "на Днепре". Понятно, что был еще другой Могилев - Подольский, но почему эта-то станция по-разному называется?! Ответим фразой из "Операции Ы": "А чтоб никто не догадался!" )
В 17:00 здесь оказывался № 59 - Калуга-Барановичи. В этот раз стоянка была чуть меньше - ровно 1 час.
В 1961 году происходит следующее. Появляется поезд Могилев-I - Минск. Как бы логично - связать один из крупнейших городов Республики с ее столицей. Время в пути у поезда № 89 было чуть больше 7 часов - 7 часов 4 минуты. Вот только отправлялся он из Могилева не слишком удачно - в 02:13. Но зато в Минск через Друть и Осиповичи прибывал в 09:17. Назад он отправлялся в 18:17 (то есть отстаивался в Минске ровно 9 часов), а в Могилёв прибывал в 01:08. То есть здесь даже менее 7 часов.
Еще один поезд связывал Могилев и Журбин. Из города на Днепре он отправлялся в 18:55, а уже в 00:49 прибывал Журбин. Там состав быстренько разворачивали, и уже в 01:29 он отправлялся в обратный путь, оказываясь в Могилеве в 06:55. Итого 5,5-6 часов время в пути.
Еще большее развитие пассажирское сообщение получает в 1969 году. Во-первых, появляются "свои" поезда в Москву. № 205/206. Отправлялся он в Москву в 17:05, а назад возвращался в 10:35. Время в пути в Москву - 18:25, обратно - 18:43.
Сохранялся и поезд в Минск. Время отправления их Могилева в 01:30, а прибытие в Минск через 7 часов 02 минуты. Обратно он уходил в 17:33, а в Могилеве оказывался в 00:13, то есть здесь даже менее 7 часов в пути.
Но был и еще один поезд - в Сураж. Отправлялся он с вокзала Могилева в 19:00, а в Сураже был чуть больше чем через 5,5 часов в 00:33. В 01:05 он уходил в обратный путь и в 06:45 прибывал в Могилев.
В 1980 году был поезд Могилев-Калуга. Время в пути было 14 часов 09 минут. (16:16-06:25). Назад он также уходил в ночь. Сохранялся поезд и из Суража.
В 1989 году вновь в расписании Могилев-Москва. Но при этом остается и поезд на Калугу №603/604. Время в пути около 14,5 часов. Эта же парочка примерно с тем же временем в пути будет присутствовать и в 90-е гг.
В 2024 году сохранялся поезд Могилев - Минск. Кроме него появился - Могилев-Гомель, Могилев-Полоцк и Могилев-Солигорск.
Вот такая оказалась не самая насыщенная история у этого города в плане железнодорожного сообщения. Проходящих всегда было много. А вот собственно могилевских - маловато.
Спасибо, что читаете! До встречи!