Найти тему

Покорение Эльбруса: путешествие к вершине

Я сердце оставил в кавказских горах,
Теперь бессердечный хожу по равнинам.
Расул Гамзатов

Руководитель отдела региональных продаж компании ИКАПЛАСТ, Андрей Серебрянный, и партнёр трубного завода ИКАПЛАСТ, Сергей Срывалкин, в прошлом году были в Непале, и поднимались на перевал Торонг-Ла, а в этом году решили покорить Эльбрус. Сейчас вы услышите историю восхождения из первых уст, прямо от Андрея.

Первый день, спуск по канатной дороге Чегет
Первый день, спуск по канатной дороге Чегет

Когда в ноябре 2023-го года, после 11-ти дней треккинга, 190 километров горных троп и покорения перевала Торонг-Ла в Непале (5 416 метров) мы с Сергеем размышляли, куда направиться дальше, наши более опытные друзья воскликнули — зачем вам ехать далеко, испытайте себя на Эльбрусе! Это не треккинг, это настоящий высотный альпинизм, сказали они. Так вы поймете, интересно ли вам карабкаться наверх в кошках, к гипоксии и дикой усталости, или милее долго гулять по специальным маршрутам вдоль гор. Пока ответить на этот вопрос точно лично мне не удалось. Всё интересно, просто по-разному.

Мы ещё весной запланировали подъём на Эльбрус. Стало понятно, что там всё в полном порядке с инфраструктурой, и есть стандартная схема подъема. Она включает в себя: День прилёта и поездка в поселок Терскол/ Радиальный поход 1/ Радиальный поход 2/ Переезд на гору в штурмовой лагерь/ Радиальный поход 3/ День отдыха/ Штурм и возвращение в поселок Терскол/ День отъезда и полёт домой. Итого ровно 8 дней с одним днём про запас, поскольку ты максимально сильно зависишь от погоды на горе.

Мы прилетели и встретились с нашим гидом, по имени Алексей,12 сентября. За 15 лет карьеры Лёша только на Эльбрус поднялся более двухсот (!) раз. Так что мы оказались в отличной компании максимально опытного специалиста. Дальше были поездка в посёлок Терскол, аренда альпинистского снаряжения, совместный ужин. И уже 13-го сентября мы начали работать.

Сергей Срывалкин и Андрей Серебрянный с гидом Алексеем
Сергей Срывалкин и Андрей Серебрянный с гидом Алексеем

Первые два дня традиционно посвящены акклиматизации. Терскол расположен на высоте ровно 2 000 метров на уровне моря, нам предстояло двумя разными маршрутами взойти на 3 000 метров подряд за эти два дня. В первый день мы зашли на самую высокую точку канатной дороги на горе Чегет, во второй — дошли до водопада «Девичьи косы» и далее до обсерватории Терскол. Оба дня дались нам довольно легко, приятная прогулка, красивейшие виды, в среднем походы продолжались по 4-5 часов.

Эльбрус без туч и канатная дорога Чегет
Эльбрус без туч и канатная дорога Чегет

На третий день мы собрались и переехали на гору, а точнее в штурмовой лагерь Гарабаши. Он также расположен у самой высокой точки канатной дороги на Эльбрус, на высоте 3 900 метров. И туда постоянно в сезон, по этой канатной дороге, поднимаются туристы. Нам не повезло, и новая канатка оказалась закрыта на профилактику, на старую и медленную же очередь уже утром была громадной. Мы решили не ждать милостей от судьбы, и поехали на грузовике. В кузове нас изрядно потрясло, но мы добрались до места, заселились, и впервые увидели Эльбрус как на ладони.

Поездка на гору в штурмовой лагерь
Поездка на гору в штурмовой лагерь

Четвертый день и поход на скалы Пастухова. В этот день, после завтрака, нам предстояло преодолеть примерно 800 метров по вертикали, и выйти к знаменитым «Пастухам», классический маршрут для акклиматизации, высота - 4 700 метром. В итоге мы прошли 8,5 км меньше, чем за 6 часов, показали хороший результат, хотя лично я здорово утомился, видимо сказалось небольшая болезнь, которая мучила меня накануне. Сергей же двигался как танк, и не выказывал усталости. Лёша подбадривал меня, помогая добрым словом, и травя байки про туристов.

3 850, штурмовой лагерь, день радиального похода на скалы Пастухова
3 850, штурмовой лагерь, день радиального похода на скалы Пастухова

Далее нас ждал пятый и полноценный день отдыха. Мы прогулялись по лагерю, я прокатился на снегоходе на точку, куда нас должен был следующей ночью привезти ратрак, 5 100 метров. Именно с этой высоты обычно стартуют группы на штурм. В лагере довольно скучно, и именно в этот момент я осознал всю прелесть больших групп, нам не хватало радости общения, появилось время для рефлексии, которая лично меня начала приводить к сомнениям в правильности моего выбора, сомнениям в собственных силах. Однако к вечеру я преодолел переживания, мы собрались, поужинали, подремали и уже в два часа ночи выдвинулись к ратраку для подъёма!

Здесь необходимо отметить, что на Эльбрус поднимаются со всех сторон. Южная сторона, с которой двигались мы, является самой популярной у альпинистов, есть приюты, инфраструктура, ратраки. На других маршрутах этого практически нет, ты двигаешься с палатками и всё тащишь на себе, то есть это в разы более тяжелый подъём, как ни крути. Также есть альпинисты, стартующие из штурмового лагеря, с высоты 3 900 метров. Они выходят в 21-22 часа вечера, чтобы в районе 9 утра следующего дня быть на вершине. В ночь нашего подъема такой альпинист оказался один) В целом же это очень популярное направление, и, несмотря на тяжесть акклиматизации, гипоксию и физическую усталость, поднимаются, если погода благоволит, 95% желающих. Но погода на Эльбрусе — штука уникальная.

Алексей, наш гид, сразу чётко дал нам все расклады — до обеда у нас есть шансы куда-то пойти, после обеда здесь практически всегда дожди. Эльбрус — огромный стратовулкан, стоящий отдельно от хребта, и формирующий свой собственный микроклимат. Ещё в первый радиальный поход на станцию Чегет мы видели, как из безоблачного в 9 утра неба, к обеду формируется сильная облачность и тучи, и попали под несильный дождь. Так что по сути, шанс у нас был один. И в два часа ночи 18 сентября мы загрузились в ратрак и штурм стартовал.

Отель в лагере Гарабаши
Отель в лагере Гарабаши

Погода явно нам благоволила, ясно было и в день радиалки на «Пастухи», ясной же обещала быть и наша главная ночь. Поездка на ратраке занимает 35 минут, и вот ты уже на высоте 5 100 метров. Температура воздуха -7 градусов, продолжает падать, светит полная луна, так, что налобные фонарики практически не используются. В ратраке нас примерно двадцать человек. Все молчат, один я шучу, видимо, чтобы снять нервозность. Выгружаемся, быстро надеваем рюкзаки со снаряжением и двигаемся в гору без раскачки. «Косая полка» — идёт от места выгрузки до седловины горы. Мы сразу заняли лидирующую позицию, ведь чем меньше в группе человек — тем быстрее движение, закон жизни. Быстрый набор высоты, даётся хорошо, вокруг разливается лунный свет, переливается на мерзлом снегу. Снег — крупные зёрна, мы движемся по системе 50/10, то есть примерно пятьдесят минут движения на 10 минут отдыха. После часа активного подъёма начинается гораздо более пологая часть косой полки, мы достигаем седловины, долгожданный отдых, половина пути наша! Я смотрю на дальнейшую часть подъема, под названием «перила», вижу искривленную в двух плоскостях тропу, по снегу протянута веревка, те самые перила. Вижу, что начинается рассвет. От красоты щемит сердце, но времени на нежности не отведено, впереди максимально тяжелый участок.

На вершине 5 100 метров
На вершине 5 100 метров

Перила… Боже мой, если бы я знал, насколько жёсткой будет эта часть пути… Высота примерно 5 400 метров, резкая усталость, сил ощутимо не хватает, каждый шаг вверх под крутым углом даётся тяжело, а тебе регулярно надо опускаться для переброски карабина. Ценность страховки я оценил на себе, когда оступился и уехал на метр по крутому склону, схватившись руками за веревку и радуясь страховому поясу. У меня разболталась одна из кошек, и два гида потратили двадцать минут, чтобы вытащить меня на более удобное место, дать отдышаться, и прикрепить кошку на место. Как я поднялся в итоге до нужного места — непонятно мне до сих пор) Но поднялся. Дальше начинается так называемая «Тропа зомби». Название в полной мере отражает состояние людей, бредущих по этой тропе. Все силы оставлены на перилах, в какой-то момент видно вершину, ты бредешь к ней, но дорога и не думает заканчиваться. Радует, что хотя бы практически нет подъема. 5 600 метров. Осталось немного, и вот они — 5 642 метра, вершина знаменитого Эльбруса, крыша Европы!

Андрей Серебрянный и Сергей Срывалкин в ратраке
Андрей Серебрянный и Сергей Срывалкин в ратраке

Уже вовсю рассвело, солнце отражается от снега, слепит и греет. Сразу становится жарко. Сергей как киборг взлетает на вершину, и долго ждем меня, шатающегося и бредущего сквозь не могу. На вершине в этом году установили счётчик поднимающихся, мы, разумеется, отметились. В среднем на вершину за год поднимается до 10 000 альпинистов, при этом 20-30 человек гибнут при подъеме. То есть это далеко не прогулка. Ухудшение погоды, уменьшение видимости, падение температуры, осадки — и вот ты оказываешься в очень серьезной передряге, с неизвестным исходом. Именно поэтому так важно хорошая подготовка, акклиматизация, снаряжение и, конечно же, гид.

Луна прячется за горой, самое холодное время наступает1 из 2
Луна прячется за горой, самое холодное время наступает1 из 2

Обязательные фото, ты пытаешься запомнить эти мгновения, пытаешься ответить себе на вопрос — стоило ли оно того? Что ты чувствуешь?… Красота, окружающая тебя, пьянит, ты — сделал это, ты — смог! Идут поздравления «С горой!», незнакомые люди братаются и обнимают друг друга… Ну а дальше начинается спуск. Не буду долго рассказывать, это было полное безумие, я так сильно не уставал, вероятно, никогда до этого в жизни. Однако, дело сделано, и вот мы на стоянке, ждем ратрак, я сразу засыпаю, и сплю при поездке вниз, сплю несколько часов в лагере… Мы спускаемся в Терскол, сдаём снаряжение, и идём отметить это событие в дружественное горное кафе… Утром нас ждет трансфер в Минеральные Воды, и дорога домой.

Вид с вершины1 из 4
Вид с вершины1 из 4

Что хочется сказать в завершении. Я долго размышлял над тем, зачем всё это делаю с собой. И вот к каким выводам пришёл. Помимо очевидного стремления к созерцанию невероятной красоты природы, под ракурсом, недоступным обычным людям, и тяги к преодолению сложностей, мне нравится, что в горах у тебя нет сил и желания носить маски, ты такой — какой есть. И это очень отрезвляющий опыт, сразу видны зоны для улучшения) А ещё, конечно, завораживает сам медитативный формат — ты делаешь шаг за шагом, вдали от комплексных идей, двигаешься как Рэмбо, day by day & step by step. И в какой-то момент в черепной коробке остается ровно две мысли, главные, которые и являются мучающими тебя давно вопросами. Ты, от недостатка сил сопротивляться, вынужден искать на них ответы, формулировать их, и, освободившись, двигаться дальше с полностью проветренной головой. Звучит, вероятно, запутано, но я попытался объяснить проще.

В сухом остатке — это невероятный опыт. Я бы сказал, что формат треккинга мне понравился больше, однако мы уже планируем восхождение на Казбек в наступающем году, в планах посетить Мера-Пик в Гималаях, взойти на Арарат и пик Ленина в Киргизии, треккинг туры в Патагонии… Уверен, всё это лишь начало, и я рад, что теперь могу ответственно заявить — я пробовал высотный альпинизм!

Благодарности. Срывалкин Сергей — великолепный и никогда не унывающий напарник, без тебя мне было бы в сто раз тяжелее. Алексей Горев — наш добрый гид, профессионал с большой буквы и классный джентльмен. Кавказу и Эльбрусу — за тепло и гостеприимство. Всем громадное спасибо.

Путешествуйте побольше и почаще!)

-11