Найти в Дзене
Лекторий Dостоевский

Из глубины сознанья и веков. Игры древних 2ч.

Нефертари играет в сенет
Нефертари играет в сенет

Продолжение

Сенет - еще одна игра, известная с древности и родом с Ближнего Востока. В начале ХХв. был всплеск интереса к древнеегипетской культуре. Тогда археологи обнаружили среди прочих вещей загадочные, похожие на косметички палетки и коробочки из камня, дерева и керамики. Уже в эпоху Нового царства эти наборы приняли каноническую форму удлинённого продолговатого ящичка, а фишки из башенок и лепёшек стали конусами и катушками. Сенет был широко распространён в Египте в течение трёх тысяч лет со времени Древнего царства (2600 г. до н.э.) до конца римского периода (350 г. н.э.) и канул в Лету с упадком всей древнеегипетской цивилизации. Отдельные его элементы унаследовала арабская игра таб, в которую играют бедуины в Судане.

-2

Итак, уже почти 6000 лет назад игра была известна, и выступала в качестве и развлечения, и сакрального действия. Само слово сенет значит "прохождение", т.е. буквально путешествие по мирам, по состояниям, и снова напоминает нам об инициации и ритуалах древности. А ведь именно египтяне относились к взаимодействию жизни и смерти особенно трепетно, внедряя тему смерти в повседневность.

-3

Египтяне полагали, что после смерти душа отправляется в путешествие по миру мёртвых, во время которого земные дела человека получают оценку. Если они будут признаны чистыми, душа сольётся с богом солнца Ра, и покойный станет бессмертным. Этот сюжет часто изображался художниками. Различные этапы игры отражают путешествие души, а победа символизирует её единение с богом.

-4

Египтяне постоянно наблюдали смену одних и тех же процессов, символизм которых не мог быть обойден поэтическим и метафорическим сознанием древних. Разлив Нила, орошение плодородных земель, попадание в них зерен с последующим их "умиранием" и воскресением говорили им о том, что смерть не была завершением жизни, но была частью этой жизни, и даже ее условием. Потому-то и Новый год Ближнего Востока - навруз - происходит весной, когда после "смерти" природы мы наблюдаем ее "воскресение". И именно поэтому Пасха - иудейская, христианская - родом из этих мест.

Легенда гласит, что другие игры, известные до сих пор - Олимпийские - есть продолжение величия богов Олимпа. Ориентир, та высота, к которым смертному человеку нужно стремиться. Т.е. модель и путь его совершенства. Подобно этому, египтяне, играя в сенет, полагали, что играют с самими богами. Древний египтянин знал, что в загробной жизни ему предстоит магическое испытание, однако ждать смерти было совершенно не обязательно: бросая палочки и двигая фишки, человек уже обеспечивал себе безопасное прохождение лабиринтов и ловушек загробного мира, а из-за присущего игре элемента случайности считалось, что удачливый игрок находится под покровительством богов. Тренировался при жизни, так сказать.

Египтяне не записывали правила игр, разве что в папирусе Рамсеса III есть заклинание для прохождения сенета (вот когда появились первые чит-коды!). Манера египетского рисунка такова, что изображения, при всей их точности, не позволяют сделать выводы о ходах фигур, однако хорошо видны их количество и начальная расстановка. Существует несколько реконструкций предполагаемых вариантов правил.

-5

Итак, в сенет играют на поле 3х10. У каждого играющего 5 фишек (в древних наборах 7); их расставляют на первых 10 клетках в верхнем ряду, чередуя катушки и конусы. По-египетски фишки назывались Ibau — «танцоры». Это необычно. Большинство тактических настольных игр оперирует военными понятиями, и только у египтян в основе прохождения лежал танец: срубленная фишка не снималась с доски, а менялась местами с той, которая рубила. Игральными костями служили четыре плоские палочки с отметкой на одной стороне — их подбрасывали и считали, сколько упало чистой стороной вверх. Палочки называли «пальцами» и даже рисовали на них линии, похожие на складки кожи. Максимальным количеством выпавших очков при такой системе было пять. Правила сенета сводятся к прохождению фишек по маршруту в виде обратной буквы «s» и выводу их с доски. Пять полей в конце последнего ряда помечены иероглифами, это «дома», в каждом их них действуют особые законы.

Согласно легенде возникновения игры сенет, бог солнца Ра узнал, что богиня неба Нут по ночам сожительствует с богом земли Гебом, он разгневался и наложил проклятие: отныне Нут ни в один из 360 дней года не могла родить детей. Нут попросила помощи у бога мудрости Тота. Отменить проклятие Ра было нельзя, и Тот решил раздобыть новые дни. Он заглянул в гости к Луне и предложил ей сыграть в сенет. На кон поставили 1/72 часть «света» каждого из 360 дней лунного года, и Тот выиграл пять суток. Эти пять новых дней Тот поместил в конце года. Власть Ра на них не распространялась, и Нут отныне могла рожать по одному ребёнку в каждый из пяти предновогодних дней. В первый день она родила Осириса, во второй — Гора Бехдетского, в третий — Сета, в четвёртый — Исиду и в пятый — Небетхет. Так появились младшие боги Великой Девятки, в солнечном году стало 365 дней, а в лунном — только 355, люди же получили новую игру и пять лишних дней в календаре. Так древние сакральные игры, даже переходя в статус светских и развлекательных, остаются проводниками и древних ритуалов, и совершенно современных будней.

Продолжение следует