Любопытно, что когда я пишу слово "стратонавт", которое вряд ли известно большинству интернет-пользователей, редактор подчеркивает ошибку и предлагает несколько верных, по его мнению, вариантов.
Конечно, удивляться нечему, поскольку оно появилось еще в первой половине минувшего 20 века, когда 27 мая далекого 1931 года впервые в мире швейцарский изобретатель стратостата и батискафа Огюст Антуан Пиккар и не удостоившийся никакого упоминания в Википедии Пауль Кипфер якобы впервые в мире совершили полет в неизведанный тогда слой атмосферы на высоте от 22 до 50 километров.
Но при этом тот самый Огюст Пиккар, которому стоит отдать должное, не был первым человеком, создавшим стратостат. Еще за полвека до него великий Дмитрий Иванович Менделеев, давший имя своей таблице химических элементов, не только успешно спроектировал тот же стратостат для полетов в стратосферу, но и управляемый аэростат, ставший прообразом дирижаблей. Он же успешно поднимался в воздух на воздушном шаре в 1878 году в Париже и в 1887 году уже в России, чтобы изучить солнце во время затмения. В одиночку, так как намокший шар не смог поднять второго человека.
Но вернемся в Донецк, где в начале нашего любимого бульвара Пушкина:
напротив входа в парк Щербакова стоит неприметный памятник.
На невысоком черном постаменте фигура человека, смотрящего вдаль. Неизведанную тогда.
Дата удивительная на сегодня: 18.VII.1938 года. Именно в тот день четверка отважных стратонавтов: пилот – военинженер 3-го ранга Яков Григорьевич Украинский, второй пилот – старший лейтенант Серафим Константинович Кучумов, магнитолог – военврач 2-го ранга Петр Михайлович Батенко, нейрофизиолог и военврач 2-го ранга Давид Евсеевич Столбун ранним утром стартовали из подмосковного Звенигорода на субстратостате-обсерватории ВВА-1.
Целью их полета были изучение влияния высотного давления на организм человека и постановка физиологических опытов в условиях подъема в открытой гондоле. Последняя радиограмма с борта была передана в Москву Серафимом Кучумовым в Москву с высоты 12 тысячи метров. В ней сообщалось, что полет проходит штатно, но после этого стратонавты на связь не выходили.
Через несколько часов жители тогдашнего города Сталино увидели высоко в небе необычную картину. На город медленно опускался стратостат. Он быстро сдувался на лету и уже был похож на огромный мешок с корзиной. На небольшой высоте гондола пронеслась над парком Щербакова и упала на крышу колбасного завода, что находился в те времена в районе цирка "Космос", зацепила электрические провода и от контакта с ними наполненный водородом шар взорвался.
Как стало известно позднее после экспертизы тел погибших стратонавтов, все они якобы погибли в воздухе от отравления угарным газом. Но при этом проверка показала, что все кислородное оборудование на борту нормально работало даже после удара о землю.
До сих пор остается загадкой, почему имеются явные расхождения в результатах анализов крови героев и почему их, в отличие от предшественников, прах которых четырьмя годами ранее торжественно захоронили со всеми почестями в кремлевской стене в присутствии Иосифа Сталина и Серго Орджоникидзе,
спешно погребли в на месте гибели.
Расследование катастрофы длилось полгода, но его результаты засекречены до сих пор. При этом исследователи выяснили очень много интригующих подробностей.
А вот так выглядел памятник стратонавтам в 1957 году. Слева на фото здание самой красивой больница Донецка, о которой я еще немного расскажу, и не сохранившаяся сегодня арка на входе в парк.