Найти в Дзене
Риф

Миф о красном терроре! А был ли он?

Глава 2. Миф о красном терроре! А был ли он?

За контрреволюционные преступления с 1921 года по 1 февраля 1954 года осуждено 3 770 380 человек.

История СССР. 1991. № 5

Ведущий ТВ-шоу «К барьеру» Соловьёв: «Мы все знаем, что Сталин полстраны расстрелял».

Никогда не было красного террора, не было Архипелага ГУЛАГ, и ни одного человека в СССР с 1918 по 1953 год не осудили безвинно. Судили убийц, предателей и сволочь.

А.Г. Купцов

1897 г. Ковно, тюрьма.

Ротмистр В.И. Шевяков ротмистру И.Н. фон дер Гроссу для поручика отдельного корпуса жандармов Г.В. Глазова

Глеб Васильевич!

Ротмистр Иван Никодимович фон дер Гросс, как я полагаю, соизволит пригласить Вас на экзекуцию Дзержинского, с тем чтобы потом Вы провели с ним беседу…

В случае, если экзекуция не поможет (получено разрешение на порку Дзержинского берёзовыми палками, но, к сожалению, не более пятидесяти ударов, дабы не последовало смертельного исхода в связи со слабым здоровьем последнего), следует лишить арестанта прогулок. Не приходится сомневаться, что двадцатилетний юноша не вынесет подобных испытаний и откроет Вам то, что надлежит выяснить в интересах как Ковенской, так и Варшавской охраны.

Милостивый государь Владимир Иванович!

На экзекуцию, которая была применена дважды, ротмистр И.Н. фон дер Гросс меня с собою не взял. Лишение прогулки и пищи проводилось три раза. Лишь после того, как стало ясно, что все попытки И.Н. фон дер Гросса склонить Дзержинского к чистосердечному покаянию оказались безуспешными, мне было разрешено допросить его, что я делать отказался во избежание досадного, но, к сожалению, бытующего у нас правила перекладывать вину за неуспех с больной головы на здоровую.

Прошу Вашего согласия на возвращение моё в Варшаву, поскольку проводить работу с Дзержинским нецелесообразно, ибо арестованный заболел чахоткою в острой форме с обильным кровотечением.

Вашего благородия покорнейшим слугою имею честь быть поручик Глазов.

Постановление Временного комитета Госдумы от 17 марта 1917 г. «Об отмене для ссыльнопоселенцев и арестантов наказания розгами, наложения оков и надевания смирительных рубашек».

Memory returne

Прошение

Желая послужить по мере сил делу освобождения родины от власти большевиков-коммунистов, покорнейше прошу вас, господин командир, назначить меня на свободную вакансию священника 14 полка. Место своего служения — с. Подъельское я вынужден был оставить при приближении красных войск потому, что с 27 января по 5 июля прошлого года я находился под арестом как убеждённый контрреволюционер и теперь меня могла ожидать та же участь.

Подъельско Троицкой церкви священник Александр Шумков.

с. Деревлиска 1920 года 25/12 января.

Из прошения протоиерея Николая Буткова на имя епископа Вениамина: «На арену борьбы с большевиками я вступил 18 ноября 1917 года, сначала как рядовой конный балаклавской сотни, а далее — в должности полкового священника. Я до настоящего времени тружусь для пользы святого дела. Такая безпорочная служба даёт мне смелость покорнейше просить вас, ваше преосвященство, удостоить меня назначением на должность главного священника первого армейского корпуса».

* * *

Вы знаете, как «рубят в капусту»? Человеку привязывают руки «по швам» и начинают легкими секущими ударами с потяжкою пластовать его по бокам, как обычно нарезают колбасу. Фьить-фьить, сверху от плеч вниз по рукам и бедрам и опять сверху вниз. Пока эти пластующие удары идут по рукам, четкие, смачные ударчики. Вот уже облетели пальцы. А напарник слева чуть переборщил — надрубил и перерубил руку… С боков свисают кровавые лохмотья — как капуста.

Вся сложность в том, что человек может потерять сознание сразу — и конец потехе. Надо в таком случае подвязывать жертву к перекладине ворот, к какому-нибудь длинному суку, но при этом оставить бока открытыми для ударов. Есть другой вариант — когда пленного подвязывают под мышки и невысоко подвешивают над землёй. Тогда можно слегка крутануть жертву и нарезать по кругу, уже захватывая спину и грудь. В этом случае хорошо иметь в качестве объекта истязания человека с пузом. Постепенное надру-бание оного приведёт к медленному выпадению кишок. Вельми нравоучительно…

Memory returne

13 июля 1920 г. командир 50-го пехотного Белостокского полка армии Врангеля возбудил ходатайство о награждении полкового попа армии Константина Владыкова. В ходатайстве командир писал: «21 июня сего года, когда полк стоял на позиции, в тылу обоза показалась конница корпуса Жлобы, авангард коей мчался на обоз. Заметя это, полковой священник Константин Владыков схватил винтовку и стал всех призывать с винтовками в руках отразить конницу противника и, ободряя всех, двинулся с образовавшейся цепью на конницу, чем много способствовал не только отбитию налёта конницы Жлобы, но и захвату пленных и других трофеев».

* * *

Мой отец, сын красного полка, видел, как рубят «в капусту». Он был невольным участником того «бузулукского мятежа», когда некоторые казачьи части перешли на сторону белых…

Он с каким-то комиссаром, чуть ли (по версии отца) не с помощником Кошелева, ехал на телеге на мешках с деньгами. Это было жалованье бойцов. В Гражданку платили достаточно много. Сзади ехала телега с пулеметом и остальными деньгами. И человек шесть всадников. Они не знали, что произошло, и когда где-то метрах в пятидесяти группа каких-то казаков на распряженной телеге завозилась с пулеметом, а сзади и поодаль их стала нагонять группа всадников, никто ничего не понял. Очередь из пулемёта вначале сняла пулеметчика охраны, после саданула по всадникам.

И тут же подлетела казара. Свистящие взмахи, которые вгоняли клинки на 20–30 см в тела… К телеге, где на деньгах сидел отец, подлетел казак с ещё старой мадьярской саблей с расширяющимся к концу клинком, комиссар еще раньше от недосыпа наглухо вырубился и спал на этих же деньгах. Казак широченным ударом буквально перерубил его пополам, следующий удар предназначался отцу, но лошадь почему-то вздернулась, и сабля лишь слегка скользнула по черепу, ровно посередине головы — с темени ко лбу.

Это спасло, отец потерял сознание, а кровь создала иллюзию смертельной раны. По станице уже вылавливали и сгоняли на площадь перед церковью и школой пленных. Кто-то перевязал отца, и он шел в толпе таких же, как он, неудачников.

Они все стояли, ожидая чего-то, когда с боковой улицы на легких рысях вылетела с матом группа всадников, гоня кого-то меж коней нагайками. Один из всадников вылетел вперед, кто-то из группки командиров крикнул: «Видал эту сволочь? Он Семена подстрелил!» Какие-то крики и команда: «В капусту его!..» Человек, видно, знал, что к чему, и с утробным воплем он кинулся на кого-то в надежде на быструю смерть, но не дали…

«А чем поддержать-то?» Вопрос… «Тащи оглоблю!»

А тем временем человека связали по стойке смирно. Когда притащили оглоблю, ее использовали как удочку: задний держал конец, середину положили на плечо крепкого казака, а на конце уже была привязана петля. Но за шею нельзя — человек, повиснув на шее, потеряет сознание — весь «цимес» насмарку. «Тащи штык!» — и штык вогнали в щеку с одной стороны, проткнув ее насквозь, и за него вокруг головы зацепили петлю «удочки».

Тот, кому кричали о каком-то Семене, выхватил шашку и подал знак рукой кому-то, кто встал уже слева сзади, и начали четко и резко-легко пластовать живого человека «в капусту»… После уже на паперть вышел с попом какой-то старик-казак и двинул речугу, в конце которой, как после рассказали отцу, всех приговорили к «суду народа». В переводе на русский, намечалось изуверское шоу, вроде оргии садистов.

Пленников загнали в амбар. Но кто-то не хотел ждать, и раза два пьяное казачьё выводило по три-четыре жертвы. После чего слышались жуткие животные вопли. Отец видел, как те, кто были не шибко религиозные, сбивались в кучки и из того, что было (у босых и раздетых), делали что-то похожее на веревки и помогали друг другу вздернуться на случайно оказавшемся выступающем из стены каком-то бруске. Это была какая-то жуткая очередь. Кто-то садился на корточки, на него забирался «счастливчик» и нижнему: «Уходь штоль». Тот откатывался, и все молча ждали, когда человек переставал дергаться. Кстати, знаете ли вы, что когда человек вешается, у него расслабляются кишечник и мочевой пузырь?..

А после ведь надо было снять тело, а это без скамейки сделать было непросто, но утро-то близко… Хотя большинство усталых, раненых, избитых (а уж вытянуть нагайкой пленного — за милую душу) пассивно ждали.

Случилось как в кино, хотя таких эпизодов было много, — ночной прорыв своих. Когда на околице начались плотная пальба и гроханье гранат, станица поняла, что почём, и кто мог сбежал. Но не все, конечно, «большая часть», как во все времена и в любом месте, чувствует себя нейтральной, хотя на ней-то и отыгрываются «радикалы». И всё бы обошлось, если бы не «развлечения» казачьи. Людям загоняли оглобли в задний проход, четвертовали, кастрировали, сдирали кожу… Вырванные глаза, обрезанные уши, обгорелые ноги, прибитые к бревну над костром (как казнили женщин, я промолчу).

Командир, старший друг отца, ворвался в амбар и вывел его на улицу, на площадь, куда уже сгоняли казачьё. И горе было тому, в ком узнавали палачей. Вывели старого (в авторитете) казака, чей сын, оказывается, перерубил комиссара и полоснул по голове отца. Тому дали под дых и, когда он осел, за волосы дернув, поставили на четвереньки. Отцу дали шашку: «Мсти, Жорка!» Отец рубанул по шее, но только надрубил мышцы: слабость и рана — не стимулятор.

Командир свистнул саблей, и голова хлюпнулась вниз раньше тела….

Уже после, когда в конце Гражданской войны полк отца перебросили на Туркестанский фронт, отец видел ряды посаженных на колы и слышал хриплые жуткие вопли: «Добейте!! Добейте!!!»…

К басмачам в плен не сдавались, но и в плен их не брали. Кстати, чурок тогда чурками не называли. Их звали «зверьё» — не за природную тупость азиатов, а за садизм.

* * *

Вернемся к мифу о красном терроре.

Сразу же оговорюсь, что лютая ненависть классовых непримиримых врагов находила выход в насилии и жестокости, но кто был первый? Или скажем так, что такое вообще террор? И почему «красный»? И есть ли вообще какие-то объективные свидетельства современников, кому можно доверять? Или события в истории страны, которые можно было бы как-то обобщить и подвести под определение «террор», не забывая при этом, что этот термин не должен быть эмоционально окрашен в зависимости от политической позиции и, главное, дублировать другие определения, скажем, месть, ненависть, садизм…

И ещё: попытаемся вычленить из того инфернального кровавого кошмара, который называется Гражданской войной, нечто такое, что носит характер направленного и систематического зла… Это и будет, наверно, тот самый террор…

1917

Октябрь. Bellum civile. Премьер-министр второго Временного правительства Керенский совместно с войсками генерала Краснова, которые он снял с германского фронта, начал наступление на Петроград. 27 октября Краснов и Керенский заняли Царское Село…

https://coollib.com/b/469020/read#t8 https://57rif.livejournal.com/47467.html?newpost=1