Честно говоря, готов отчасти согласиться с порой возникающими мнениями, что проблема публичной активности LEGO движения в нашей стране состоит помимо того, о чем я писал много раз, еще и в возрасте наших фанатов.
Вот смотрел я в очередной раз отчеты с датского фестиваля, и ведь там средний возраст участников далеко за сорок. У нас людей этого возраста среди фанатов конструктора хватает. Но не хватает их единения.
На уровне предположения есть мысль, что такая ситуация сложилась во многом по следующей причине.
Любые дети, чем бы они не увлекались, неизменно любят сладкое. Помните сундучки начала 90-х годов уже прошлого века, в которых продавались шоколадки Milky Way и небольшие наборы LEGO? Надо отметить, что когда внезапная волна нахлынувших западных товаров в 90-х открыла дорогу на российский рынок, американская компания Mars Incorporated, владелец таких торговых марок как Mars, Snickers, Twix, Milky Way, вышла к компании LEGO с предложением о совместном проекте, разработанном специально для нашего рынка. Результатом этого и стал «Волшебный сундучок Milky Way». Родившиеся в 2000-х этой истории уже и не вспомнят. Те, кто родился в 90-х, был слишком мал для осознания. А вот дети 80-х вкусили дух сотрудничества обоих гигантов сполна. Но это же сыграло с нами и злую шутку.
Последняя серия сундучков увидела свет, помнится, в 1997 году. Основная масса родившихся вначале 80-х, кому как раз сейчас за сорок или около того, уже не испытывали трепета перед шоколадом и LEGO. Первым - пресытились, второй - отступил перед подростковыми увлечениями. И я не говорю сейчас о компьютерных играх. Основное увлечение ими осталось также в начале 90-х. На первый план вышли друзья, первая любовь, посиделки с гитарами, и прочие атрибуты пубертата. А игра в конструктор, если и случалась, то табуировалась маркой несоответствия возрасту.
А вот родившиеся в 90-е, к тому времени едва познакомившись с LEGO, получили не только массу доступного конструктора, но и обилие цифрового контента. Уже тогда при желании можно было увлечься чем угодно и доступность способов досуга была крайне высока. На арене появилась лень и избыток всего, в наше время развившиеся до масштаба катастрофы. Уже ненужно было на слух подбирать гитарные партии и пытаться понять тексты песен, достаточно было посмотреть видео запись исполнителя и познакомиться с буклетом CD. Уже лишим было играть всем двором в "Казаки-разбойники" или осваивать стройки в округе, поскольку эти квесты заменили вполне мирные игры на базе компьютеров. Не нужно было экспериментировать с продуктами, пытаясь просто поесть с друзьями, когда неподалеку открыты пункты фаст-фуда. Можно было особо не напрягаться и не проявлять самостоятельность. Все под рукой, а в крайнем случае рядом окажется мама, которая с лихвой компенсирует недостаток чего угодно. Даже конструктор LEGO не был способен заполнить недостаток чего-то: нам предполагались готовые модели лицензионных серий. Можно было ничего и не строить, а просто играть. А ведь LEGO - это тоже про самостоятельность. Странно получается, но случайно ли, что упадок интереса к конструктору совпадает не просто с возрастными изменениями и сопутствующими обстоятельствами, а с тем, что готовые концепции всегда ограничены и не развивают нас. Вот купили родители подростку несколько десятков коробок. Он рад бы что-то сотворить за пределами инструкций, а возможности нет. Помимо того внешние обстоятельства давят. И вот уже он не наигравшись в детстве и отрочестве, спустя годы, когда появляется возможность купить себе самому, снова входит в ту же реку. Это как раз про известный Dark Ages. Только повзрослев, относится наш условный герой к LEGO все равно как к игрушке, которой не наигрался сам или которую купил своим детям. А дальше этого на LEGO смотреть не научился.
Отсюда и проблема индивидуализма современных фанатов моего возраста или тех, кто немного младше. Многие ли готовы на всеобщее обозрение выставлять свою привязанность к LEGO? Этим и я страдал какое-то время, начав довольно поздно свое увлечение. И как это: кто-то скажет, что мое хобби - детская игрушка? Но сомнения любого рода у меня быстро прошли, а после увлечения сувенирными фигурками от них не осталось и следа. Редкость и стоимость многого в моей коллекции составит достойную конкуренцию иным увлечениям моих сверстников. Но большинство до сих пор испытывают страх быть непонятым. Хотя кто как ни взрослый сегодня может позволить не только своим детям, но и себе купить LEGO. Заметьте, о наших детях я вообще ничего не говорю. Им пример должны показать мы сами.
Вот и получается, что мы, сорокалетние, помним о LEGO не из-за того, что игрушка всегда присутствовала в детстве, а она не присутствовала, а скорее под неосознанным влиянием многих факторов, где не последнюю роль играет, простите, и шоколад. Что ни говори, но воспоминания о детстве у любого взрослого не всегда конкретны, но всегда описываются через категории тепла, уюта, спокойствия, сладости - в общем, сами понимаете о чем я. Да и родители наши с LEGO знакомы не были, так что примера подать нам не могли.
И здесь впору вспомнить про "Волшебные сундучки". Известно ведь, что шоколад вызывает привыкание. Не у всех и не сравнимое с иными зависимостями. Но любители шоколада не будут грызть карамельки. От карамелек легко отказаться. Попробуйте отказаться от шоколада!
Но пересечение периода нашего взросления с активным продвижением LEGO у нас, создало ситуацию, когда мы вроде и в теме, но уже и переросли ее. Нам по этой причине проще понять желание своих детей играть с конструктором, чем наши родителям в отношении нас да и своих внуков. Поколению младше нас на десяток лет такое дается сложнее. Я не говорю, что этого нет, но это менее понятно, чем, например, гаджеты или прочие электронные игрушки. А взрослые отцы в свои двадцать с небольшим, больше играют сами, чем с детьми. И под влиянием поп-культуры конца 90-х и первого десятилетия 2000-х, интерес к LEGO у них возникает только в последние годы. Не потому что стало возможным купить. А потому что более ранние увлечения наскучили, а LEGO является прекрасной альтернативой и где-то в глубине души отзывается напоминанием о собственном детстве. Вот только изучать его приходится заново. А там где открытия совершаются впервые, дело не доходит до массовости. Плюс никуда не деться от назойливой мысли, что LEGO - это игрушка. И вот наш, скажем, тридцатилетний отец, стесняясь, покупает конструктор себе. И мало говорит об этом.
Также часто конструктор является сублимацией интереса. Вы никогда не думали, что повальное увлечение LEGO Star Wars наблюдается у людей, чье детство прошло в начале 2000-х, когда на экранах появлялись первые фильмы саги? Их первые зрители как раз дети 90-х. И такие параллели найдутся для любой лицензионной серии. И по этой же причине, например, за рубежом очень популярна серия LEGO Castle - она тоже пришлась на период, когда нынешние сорокалетние мужики были детьми, а теперь строят огромные замки для фестивалей. А те, кому за пятьдесят очень любят LEGO поезда. Угадаете почему? Конечно, все это очень условно, но и показательно в то же время. Перекосы есть везде, но я говорю о предполагаемой тенденции. Может и ошибаюсь, но мне видится именно так.
Так что, когда кто-то рассуждает о LEGO, он не всегда имеет в виду именно LEGO. Отсюда и отсутствие интереса к истории компании, ее наследию, неспособность увидеть за ней нечто большее, чем одна конкретная серия наборов. Никакой системности в познании и личном восприятии.
Но вернемся к сладостям. Несмотря на то, что "Волшебные сундучки" создавались исключительно для России и стран СНГ, похожие проекты реализовывала, например, компания Danone в Европе.
Но это то, что более или менее известно. И вот про сотрудничество LEGO и Chupa Chups, известно меньше.
Приблизительно в 2015 году в Европе стали появляться шоколадные яйца этого производителя с минифигурками LEGO внутри. Идея явно заимствована у Kinder Surprise. Собрать предлагалось девять минифигурок, восемь из которых по серии Ninjago и один пират коллекционной серии (col127). Стоит заметить, что фигурки эти были выпущены в период с 2012 по 2015 годы и уникальными для Chupa Chups не являются.
Не готов сказать, испытывали ли компания LEGO проблемы с серией Ninjago в рассматриваемый временной отрезок, но накануне было выпущено крайне мало наборов - всего девять в 2013 году и десять в 2014 году. Ничто по сравнению с более чем сорока наборами ежегодно двумя годами ранее. И вот в 2015 году в серии увидели свет вновь 45 наборов.
Одной из причин этого стало то, что оригинальную концепцию Ninjago, компания LEGO хотела заметить иным своим детищем - Legends of Chima. Но уже в конце 2014 года от этой идеи решено было отказаться и вновь вернуться к Ninjago. И сотрудничество с Chupa Chups стало одним из способов напомнить об успехе Ninjago. Сделано это было вполне осознано за счет использования эффекта шоколадотерапии. Результат на лицо: тема жива и зравствует до сих пор и среди двадцатилетних есть немало любителей сюжетов с восточными единоборствами и героическими похождениями Кая, Коула, Джея, Зейна, Ллойда и Нии. А может быть - очередная случайность.
Но взаимодействие LEGO и Chupa Chups, известно и ранее. В 2003 году выпускались пластиковые контейнеры, где кроме привычной карамели на палочке можно было найти пакетики с минифигурками разных серий.
Такие вот сладкие истории LEGO. Кому-то известные, для кого-то новые. А вообще, оспаривая мои доводы и предположения, ответьте, каковы шансы, что вы повторно совершите покупку LEGO в магазине, если продавец вам отправит пакетик с мармеладными мишками? Эту фишку придумали немцы на Bricklink много лет назад. А зашла она много кому. Даже у нас есть продавцы, кто балует своих покупателей сладостями. Так что может не так уж я и неправ, рассуждая глобально о том, какое влияние оказал Milky Way на развитие LEGO в России. А значит и ждать каких-то результатов нам еще пару десятков лет, пока подрастут дети, лопавшие шоколадный Chupa Chups.