Баланс (координация, равновесие) – от него напрямую зависит работа центральной нервной системы. Это – правильная осанка, развитый вестибулярный аппарат, крепкие мышцы, острое зрение.
Как этого достичь?
Специальными упражнениями. Они бывают статическими и динамическими. Первые учат сохранять равновесие в одной позе. Вторые – удерживать баланс в движении.
5-7 минут в день: малышу больше не надо. Не занимайтесь, если ребёнок устал: эффекта не будет.
А теперь – упражнения
С 2-х месяцев:
- мама ходит с малышом по кругу, покачивая его вверх-вниз и из стороны в сторону;
- родитель ложится на спину и кладёт ребёнка себе на живот. Потом, держа малыша руками, наклоняется вместе с ним в одну и в другую сторону;
- родитель кладёт ребёнка на одеяло и очень медленно приподнимает один край так, чтобы малыш перевернулся на живот.
После 6 месяцев:
- качание в кресле качалке/специальных качелях;
- вращения на покрывале – кладём грудничка на один край покрывала, берём за противоположный край и осторожно вращаем сначала по часовой стрелке, потом – против.
Для детей постарше
2-3 года:
- обычная ходьба (самостоятельно);
- ходьба с препятствием (перешагивание бордюров и т.п.);
- наклоны и приседания (за игрушками и т.п.);
- ходьба по брёвнам, скамейкам, бордюрам+подъём по вертикальной лестнице.
4-5 лет:
- спрыгивание с бревна (скамьи)+схождение с него одной, потом другой ногой;
- ходьба по ровной линии с поднятыми руками;
- удерживание груза (книги и т.п.) на голове в положении стоя; потом можно ходить с грузом по прямой.
Игры для детей на развитие координации
3-4 года:
- «Остановись!»
Ребёнок быстро ходит – вы подаёте сигнал (хлопок в ладоши, удар в бубен, свисток) – ребёнок останавливается. Повторить во время бега или прыжков.
- «Цыплёнок»
На высоте 25 см подвесьте шнурок и предложите своему “цыплёнку” несколько раз перешагнуть через шнур; потом положите шнурок на землю/пол – пусть ребёнок ходит по шнуру, удерживая равновесие.
- «Не упади!»
а) Походить по доске шириной 20 см.
б) Стоя на месте:
- подняться на носки и стоять, сохраняя равновесие;
- постоять на одной ноге;
- медленно покружиться на месте в одну и другую сторону.
4-5 лет:
- «Бабочка, лягушка, цапля»
Ребёнок ходит – вы подаёте сигналы:
- «бабочка» – останавливается и поднимает руки в стороны+продолжает ходьбу;
- «лягушка» – останавливается и приседает+продолжает ходьбу;
- «цапля» – останавливается и встаёт на одну ногу, вторая согнута и поднята коленом вперёд, руки на поясе.
- «Донеси – не урони»
На землю/пол положите шнур длиной 2-3 м. Ребёнок идёт по шнуру, удерживая на голове мешочек с песком (вес 200г).
- «Трудный переход»
Полоса препятствий:
- прыгать по кочкам/пенёчкам разной высоты – от 20 до 30 см, на расстоянии 10 см;
- пройти по скамейке боком приставными шагами;
- пройти по скамейке, перешагивая через кубики;
- пройти верх и вниз по доске шириной 15-20 см, положенной под наклоном.
Конечно, развивать координацию необходимо и дальше, вплоть до 14–15, и даже до 18 лет. Для детей более старшего возраста – упражнения уже другого уровня сложности. Также полезны групповые спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол.