В эти дни в «Новой опере» идут очередные исполнения оперы «Доктор Атом», я же решила опубликовать в блоге свое впечатление, которое получила от премьеры этого произведения. Она прошла в рамках Крещенского фестиваля театра в 2023 году, произвела на меня неизгладимое впечатление, для себя отметила ее, как «событие года».
Думаю, что через какое-то время, если исполнения повторятся, я обязательно схожу еще раз, в этом году не получается.
«Крещенский фестиваль» - традиция театра «Новая опера» , посвящен он не только одному из наиболее почитаемых православых праздников, но и дню рождения основателя «НО» - Евгения Колобова. Программа этого года была составлена еще Валентином Урюпиным - уже, к сожалению, бывшим музыкальным руководителем театра и оказалась очень вдумчивой, разнообразной и своевременной.
На все события фестиваля ходить не представлялось возможным, но считаю, что самое важное произошло в день открытия – премьерное для России концертное исполнение оперы Джона Адамса – «Доктор Атом». Думаю, что никогда не забуду этот вечер, потому что пошла просто на музыкальное событие, а в итоге оказалось, что это было нечто большее: некий щелчок тумблера, запустившего свет, звук, слово - механизм искусства, который работает на понимание того, что происходит сейчас в мире.
Джон Адамс – наш современник, один из крупнейший композиторов-минималистов, однако опера «Доктор Атом» с минимализмом имеет мало общего. Скорее это максимализм, избыточность, громада, причем местами даже романтическая. Адамс по собственному признанию ориентировался на Вагнера и его «Гибель богов».
В основе либретто – история о создании Робертом Оппенгеймером и его коллегами атомной бомбы и ее испытаний в Нью-Мехико, а затем о последовавшей за испытаниями бомбардировке в Хиросиме и Нагасаки.
Я видела в пандемию трансляцию другой известной оперы Адамса – «Никсон в Китае», у него же есть опера «Смерть Клингхоффера» о событиях на круизном лайнере, захваченном палестинскими террористами в 1985 и ряд других произведений, основанных на реальных событиях.
Казалось бы, композитор создает музыкальный док, однако в случае с «Доктором Атомом» и сам он отрицает исключительно документальный подход, и как слушатель ты тоже в этом убеждаешься.
Попробую объяснить: начинается опера в целом традиционно, ученые-ядерщики в ариях обсуждают создание своей «Штучки» ( the Thing в оригинале), далее вклинивается лирическая линия Оппенгеймера и его жены, они рассуждают как о своих отношениях, так и о будущем, о перспективах мира в связи с таким изобретением – и эта линия вдруг открывает шлюз стихам Бодлера, Донна, а несколько более сухая и казенная линия дебатов военных и ученых открывает другой шлюз – в либретто вплетаются рассекреченные документы, мемуары участников этих событий. Все же вместе оно сливается в, без преувеличения космогонический поток, и вот уже совершенно уместными, а то и единственно верными становятся пропеваемые солистами и хором древнеиндийские тексты.
По музыке «Доктор Атом» просто накрывает своей мощью (как я и люблю). И диссонанс, в ней присутствующий, кажется единственно правильным выразительным средством с таким-то либретто. К звукам привычных инструментов добавляются сирены, гул турбин ракеты и прочие технические звуки, транслируемые из динамиков, расположенных в зале.
Концертное исполнение было просто превосходным и, как мне показалось, достаточным ( говорят, опере хотят дать сценическое воплощение).
Оркестр театра под управлением дирижера Федора Леднева на сцене казался гигантстким механизмом, производил буквально киберпанковское впечатление: много медных духовых и самых диковинных ударных блестели, как детали этого механизма, минималистическая видеография и свет способствовали восприятию происходящего, как фантасмагорической машины, которая «всех нас раздавит». Хор по бокам сцены был словно легкие, дышавшие в механическом теле. Прекрасные солисты, просто все до одного певшие на высшем уровне не нуждались в каких-то особенных костюмах или дополнительной сценографии - все было отлично и так.
Самое важное –это, конечно мысль о том, как сделать мир лучше при помощи оружия (спойлер: НИКАК). Ученому хотелось понять, что же именно он изобрел, что будет после того, как пройдет эксперимент.
Умные и, возможно, даже не злые по сути своей люди, рассуждали о том, как гуманно они поступят, дав жизнь такому оружию, после появления которого никому не захочется воевать. Но получив новую разрушительную силу, рождается соблазн ею воспользоваться.
Я не могу рассказать, как музыкой и звуками передан атомный взрыв, у меня просто нет слов. Просто поверьте, что это сделано так мастерски, что становится по-настоящему страшно. А как работает в этой опере тишина! Как важны в финале голоса, говорящие на японском о том, что кто-то нуждается в воде. Какая пауза повисла в зале, когда исполнение закончилось – это настоящая, самая глубинная и искренняя минута молчания.
И хочется перечислить всех солистов. Дмитрий Зуев ( Роберт Оппенгеймер), Екатерина Мирзоянц ( Китти Оппенгеймер), Александра Саульская-Шулятьева (Паскуалита), Константин Федотов (Теллер), Дмитрий Бобров (Уилсон), Дмитрий Орлов (Хаббард), Андрей Борисенко (Гровс). Всем браво!