Найти в Дзене
Persimmon

Почему современное искусство стоит миллионы, даже если его никто не понимает?

Оглавление

Современное искусство часто вызывает вопросы и даже раздражение: «Почему за ЭТО платят миллионы?». Этот вопрос вовсе не риторический, и чтобы найти на него ответы, нужно рассмотреть явление со всех сторон.

Попробуем разобраться, что делает современное искусство таким сложным для восприятия, и почему некоторые работы стоят баснословных денег, даже если внешне они кажутся непонятными или простыми.

Карстен Хеллер: Комната с перевёрнутыми грибами, 2000 год. \ Фото: sn.dk.  Источник: https://kulturologia.ru/blogs/061220/48286/
Карстен Хеллер: Комната с перевёрнутыми грибами, 2000 год. \ Фото: sn.dk. Источник: https://kulturologia.ru/blogs/061220/48286/

Почему современное искусство такое непонятное?

Главная проблема, с которой сталкиваются зрители современного искусства, заключается в том, что мы привыкли ассоциировать искусство с красотой и мастерством. Когда мы смотрим на картины эпохи Возрождения, мы видим идеальные, гармоничные композиции, созданные руками великих мастеров. Работы Леонардо да Винчи, Рафаэля или Микеланджело вызывают восхищение не только сюжетом, но и техникой исполнения.

Современное искусство идет по совершенно иному пути. Оно стремится не к копированию действительности, а к выражению идей. Если работы кубистов, таких как Пабло Пикассо, ломают привычную нам перспективу, изображая предметы под разными углами, то другие направления могут совсем отказаться от привычных форм и эстетики. Например, художники-авангардисты, такие как Казимир Малевич, создавали свои произведения, отталкиваясь не от красоты, а от концепта.

Казимир Малевич Чёрный супрематический квадрат. 1915
Казимир Малевич Чёрный супрематический квадрат. 1915

Пример авангардизма: «Черный квадрат» Малевича

В 1915 году, когда Казимир Малевич представил свой «Черный квадрат», общество испытало шок. Это произведение было не просто картиной, а философским жестом. «Черный квадрат» символизировал отказ от традиционных норм искусства и переход к новому этапу — абстракции и супрематизму. Для современников это было революцией в искусстве, вызовом старым традициям и представлениям о красоте.

Но что же это значит для зрителя сегодня? Когда мы смотрим на «Черный квадрат», мы видим не просто геометрическую фигуру, а вызов обществу и искусству своего времени. Это работа, которая изменила представление о том, чем может быть живопись. Именно новаторские идеи, часто непонятные с первого взгляда, делают современные произведения сложными для восприятия, но и бесценными.

Искусство как идея

Еще одна причина, по которой современное искусство сложно воспринимать — это переход от изображения к идее. В XX веке художники стали отходить от традиционных форм и искать новые способы выражения своих мыслей. Одним из ярких примеров является Марсель Дюшан, который в 1917 году выставил в музее обычный писсуар и назвал его «Фонтан». Этот жест перевернул понятие об искусстве: теперь объект искусства мог быть чем угодно, если художник заявлял об этом.

Фотография оригинала работы Дюшана, сделанная Альфредом Стиглицем, в качестве фона была выбрана картина Хартли Марсдена «Войны»
Фотография оригинала работы Дюшана, сделанная Альфредом Стиглицем, в качестве фона была выбрана картина Хартли Марсдена «Войны»

Современные художники продолжают эту традицию. Их работы часто говорят о сложных социальных, политических или философских вопросах, которые требуют от зрителя вдумчивого анализа. Чтобы понять такое искусство, нужно не только видеть его визуальную составляющую, но и понимать контекст, в котором оно создано.

Картина современного художника-феминиста Валида Эбейда
Картина современного художника-феминиста Валида Эбейда

Почему это стоит так дорого?

Цена на современное искусство часто кажется абсурдной. Миллионы долларов за картину, которая на первый взгляд выглядит простой или даже «некрасивой», вызывают у большинства людей недоумение. Но как формируется эта стоимость?

Уникальность. Работы известных художников часто создаются в ограниченном количестве. Чем меньше произведений у художника, тем выше их стоимость.

Личный бренд художника. Как и в любой другой сфере, имя художника играет огромную роль в стоимости его произведений. Художники, такие как Бэнкси или Пикассо, стали мировыми брендами, и их работы оцениваются не только за художественную ценность, но и за статус. Купить картину Пикассо — это не просто приобретение искусства, это символ богатства и вкуса.

Продажи и аукционы. Как только работа художника попадает на крупный аукцион, ее цена может взлететь до небес. Пример тому — знаменитая картина Бэнкси «Девочка с воздушным шаром», которая после продажи на аукционе была уничтожена шредером. Этот перформанс стал мировым событием, а стоимость уцелевшей части картины только возросла. Любая публичная продажа увеличивает престиж художника и его работ.

Искусство как инвестиция

Современное искусство стало не только объектом для созерцания, но и способом инвестирования. Коллекционеры и миллионеры охотно вкладывают свои деньги в работы известных художников, поскольку стоимость таких картин со временем растет. Даже те, кто не интересуется искусством, видят в нем надежный способ сохранить и приумножить свои капиталы.

Среди самых дорогих картин на рынке выделяется картина Interchange; также известная как «Обмен». Ее автор — американский художник-экспрессиониста голландского происхождения Виллема де Кунинга, завершенная в 1955 году. Эта картина была продана в 2015 году за 300 миллионов долларов.

Виллем де Кунинг "Обмен"
Виллем де Кунинг "Обмен"

Современное искусство — это всегда вызов. В отличие от классических произведений, которые можно понять, просто рассматривая их, работы современных художников требуют погружения в их идеи, понимания контекста и времени. Цена на такие произведения обусловлена не только эстетикой, но и уникальностью, историей, и брендом художника. И хотя многие из этих работ остаются непонятными для широкой аудитории, именно в этом и заключается их сила — они заставляют нас задуматься, выйти за пределы привычного и открыть для себя новые формы искусства и восприятия мира.