К трём основным ошибкам при воспитании ребёнка относятся постоянное принятие решений вместо него, перегрузка множеством занятий, а также отсутствие личных границ. Об этом в беседе с РИАМО рассказала психолог Евгения Васильева.
«Родители часто стараются решать трудности за ребенка вместо того, чтобы научить его преодолевать их самостоятельно. Это может привести к безынициативности и нерешительности. Он будет бояться ответственности за свои действия, поэтому станет ожидать, что решения за него будут принимать другие люди. Стоит опасаться и другой крайности — оставления ребенка один на один со своими проблемами», — предупредила специалист.
В связи с этим она порекомендовала соблюдать баланс, то есть давать ребёнку шанс справиться с трудностями самостоятельно, но при этом всегда быть рядом, чтобы при необходимости быстро прийти на помощь.
«Часто родители стараются начать развивать малыша с самого детства, но если нарушить баланс занятий и отдыха, переутомление может привести к апатии, психоэмоциональной перегрузке и нарушениям в коммуникации. Но полное отсутствие дополнительных занятий также нежелательно. Оптимальный вариант — один или два кружка, основанных на увлечениях ребенка», — подчеркнула Васильева.
Она также уточнила, что идеальным вариантом станут несколько кружков, развивающих разные качества и способности ребёнка. Так, если один кружок сделает ребёнка более подвижным и энергичным, например, танцы, то другой кружок пусть отвечает за интеллектуальное развитие, например, шахматы.
«Родители часто стремятся продлить детство ребенка и позволяют ему больше, чем нужно. Без установленных границ может быть трудно научиться управлять своими желаниями и импульсами, что может привести к трудностям в обучении и взаимоотношениях. В обратном же случае ребенку предъявляют слишком много требований. Если дети чувствуют, что не соответствуют высоким ожиданиям взрослых, у них может снизиться самооценка и ухудшится мотивация к учебе», — объяснила эксперт.
Для создания атмосферы доверия и взаимопонимания между родителями и ребёнком психолог посоветовала позволить ребёнку открыто выражать свои чувства, научить его говорить «нет», отстаивать свою позицию и вместе искать компромисс.
Помимо этого, психолог также объяснила, по каким критериям можно понять, что ребёнок психологически благополучен и родителям удаётся избегать вышеназванных ошибок.
Вот маркеры успешного воспитания ребёнка в соответствии с рекомендациями эксперта:
- ребенок справляется с решением жизненных трудностей в соответствии с возрастом, не бежит по любому поводу за помощью, но при этом может прийти за советом к взрослому;
- у ребенка есть интересы, хобби, он умеет занять себя в свободное время, эти занятия конструктивные, творческие;
- ребенок принимает и разделяет социальные нормы, умеет следовать правилам.
Ранее психолог Евгения Васильева посоветовала на День учителя провести неформальную беседу с учениками.
По её словам, такая встреча поспособствует сближению педагога с детьми и сделает его образ в их глазах более полным и привлекательным. Узнав о каких-то деталях из жизни своего учителя и его увлечениях, детям будет намного интереснее проводить с ним время и на занятиях. Так, например, они смогут воспринимать его не только как преподавателя, но и как отличного сноубордиста или фотографа.
«Это позитивно влияет на формирование в школе атмосферы сотрудничества. Искренний интерес школьников поднимает самооценку педагога и способствует профилактике профессионального выгорания», - отметила психолог.