Кострома — один из самых живописных и исторически значимых городов России, который уже давно привлекает внимание кинематографистов. Уникальная архитектура, живописные природные пейзажи и глубоко укоренившаяся культура делают город идеальным местом для съемок как художественных, так и документальных фильмов.
В этой статье мы рассмотрим, как Кострома стала декорацией для множества фильмов.
С кинематографом наш город связан неразрывно. В 1915 году Михаил Семёнович Трофимов, купец и старообрядец из Костромы, в сотрудничестве с инженером Моисеем Никифоровичем Алейниковым, основали кинокомпанию, известную как Торговый дом «Русь». В этом же 1915 году компания выпустила свой первый фильм под названием «Дочь истерзанной Польши», также известный как «Культурные варвары XX века». Эта кинолента, созданная по мотивам произведения Ги де Мопассана «Мадемуазель Фифи», осталась в архивах Госфильмофонда и в последний раз была показана в 2014 году на Фестивале российского кино в Ницце.
В августе того же года на улице Мшанской (сейчас это улица Островского) и за Волгой кинокомпания «Русь» создала первый полностью отечественный фильм в истории России — без влияния и капитала из других стран. Он был снят по мотивам повести Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» и получил название «Катерина-душегубка». К сожалению, до наших дней этот фильм не сохранился.
После революции первой "ласточкой" кинематографа на территории Костромской области стала кинолента под названием «Красные дьяволята», основанная на произведении Павла Бляхина, бывшего председателя Костромского горисполкома. Фильм повествует о занятных приключениях трех юных разведчиков из Первой конной армии — Миши, Дуняши и афроамериканского акробата Тома Джексона. В оригинальной повести фигурирует персонаж китаец Ю-ю, но его заменили другим героем из-за сложных советско-китайских отношений. По аналогичной причине в фильме «Неуловимые мстители» 1967 года на фоне натянутых связей с США чернокожего героя заменили на Яшку-цыгана.
С 1950-х годов Кострома активнее начала привлекать режиссёров, что явилось началом волны кинематографического интереса. Снятые фильмы включали классические произведения такие, как «Ревизор», «Анна на шее» и «На подмостках сцены». С 1960-х годов в Костроме начали снимать фильмы практически ежегодно — среди них «Вступление», «Хоккеисты», «Женщины» и многие другие.
В 1980 году Кострома стала местом для съёмок исторических фильмов, таких как «Юность Петра», «Борис Годунов» и «Гулящие люди», «Первопечатник Иван Фёдоров», «В начале было слово». Некоторые из этих фильмов стали культовыми и до сих пор популярны, например, «Грамматика любви», «Жестокий романс» и «Очи черные».
Несмотря на экономические трудности 1990-х годов, в Костроме продолжали снимать большое кассовое кино, в том числе известные картины: «Кто, если не мы» Валерия Приемыхова и «Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова.
В 2000-е годы Кострома вновь оказалась в центре внимания кинематографистов, что привело к появлению таких фильмов, как «Дикарка», «Доктор Живаго» Русские деньги», «Столыпин», «Невыученные уроки», «Угрюм-река», «Флэш.ка», «Круиз», «Миннесота», «Пелагия и белый бульдог», «Исаев», и многих других.
На дворе уже 2024 год, а Кострома все ещё пользуется популярностью среди создателей фильмов. На улицах города нередко можно увидеть съемочные площадки. Далеко ходить не надо: совсем недавно перекрывали автодорожный мост через Кострому для съемок.
Кострома — это не просто декорация для фильмов, это живой памятник истории и культуры. Город стал местом, где переплетаются традиции и современность, и каждый проект, снятый здесь, имеет характерную атмосферу.
Режиссеров Кострома привлекает не только своей архитектурой: Ипатьевским монастырем, сохранившимися усадьбами или старинными храмами. Сочетание города и природы, тихий провинциальный уголок, с вдохновляющими видами и памятниками, позволяет запечатлеть в кадре всю прелесть спокойной повседневной жизни.