Один из самых часто спрашиваемых вопросов у нас - как добраться до Новодвинской крепости. Но скажу сразу - пока что ехать к ней я не рекомендую - слишком сложно это сегодня делать. Надеюсь, что водный трамвайчик до неё пойдёт в 2025, ну или уж хотя бы в 2026 году - тогда это будет проще!
Для тех кто ничего не слышал об этом памятнике старины и даже не смотрел фильм "Россия молодая", который практически целиком посвящён событиям, происходивших с Петром 1 в Архангельске, сообщу - эта крепость была заложена по Указу царя Петра Алексеевича от 17 декабря 1700 года.
- Строить её царь решил после того, как получил сведения о подготовке Шведской эскадры для похода к Архангельску, который она должна была сжечь вместе с верфями первого Российского адмиралтейства. Вот для защиты города и было решено построить крепость у входа реки Северная Двина в Белое море - в Корабельном русле, в 20 км от порта.
- При этом ещё одно русло реки, проходившее мимо Николо-Карельского монастыря, где ещё в середине 16 века началась международная торговля с Московией, было решено сделать несудоходным - в нём затопили несколько гружёных барж. Таким образом все суда после этого должны были проходить мимо этой новой крепости, первоначально которая получила название "Петро-Павловской" - в честь храма Петра и Павла, установленного в ней.
Начато её строительство было сразу после ледохода в конце апреля 1701 года (торжественная закладка крепости состоялась 1 мая 1701 года).
При этом существует и ещё одна дата - 12 июня 1701 года, как тоже дата официальной закладки крепости. Скорее всего торжества происходили по разным поводам - закладки стен крепости и закладки крепостных храмов. Но для нас это несущественно.
- Вообще крепость строилась по европейским канонам как первая в России звёздчатая каменная крепость бастионного типа. Её строил инженер Резен - один из петровских иностранных "военспецов". Позже это была одна из лучших Российских "фортеций" - именно по её лекалам потом строилась и сегодня хорошо известная Питерская "Петропавловка", которая даже имя забрала у нашей крепости!
Но это всё оказалось не важным, ведь до нападения шведской эскадры практически ничего ещё не было построено. Шведы оказались под стенами крепости уже 25 июня 1701 года.
Именно тогда и случилось чудо - названное первой победой русских над "непобедимыми" шведами в военно-морском сражении в ходе русско-шведской войны 1700-1721 годов.
Дело обстояло так - шведская эскадра прибыла к лоцманскому пункту на входе в реку у острова Мудьюг под торговыми флагами Англии и Голландии, спрятав свою пехоту в трюмах. Высадившихся для досмотра таможенников они захватили в плен и сразу же организовали десантную операцию силами 3-х своих кораблей (из 7 имевшихся), дабы неожиданно напасть и разрушить ещё только начавшую строиться крепость и освободить для остальных проход к Архангельску.
- А т.к. русло нашей Северной Двины извилистое и на ней много мелей, то они рассчитывали, что их по фарватеру проведёт захваченный ранее в море рыбак Иван Рябов (Седунов). В фильме "Россия молодая" показывается версия, что этого рыбака специально отправили навстречу вражеской эскадре с нашей стороны. Но это лишь домысел. Он не был супершпионом - это был обычный рыбак-помор, вышедший на ловлю рыбы.С ним также был и ещё один герой - Дмитрий Попов, но его имя в истории упоминается совсем редко.
В любом случае этот человек стал нашим "Архангельским Сусаниным" - прокладывая курс для шведских кораблей он посадил их на мель прямо под пушки уже установленных на берегах батарей.
Бой длился более 13 часов. Известно, что русские канониры ещё не были искусны в стрельбе и часто промахивались. И если бы шведские суда не сидели на мели, то вполне могли бы улизнуть. Но в итоге шведы на шлюпках убегают со своих 2-х сидящих на мели кораблей на третий, оставшийся на плаву, и их опустевшие суда захватывают наши стрельцы.
Эти два шведских военных корабля со всем вооружением были позже отведены в Архангельск, отремонтированы и вошли в состав Российского флота. Несколько пушек с них Пётр 1, приехав в Архангельск в следующем 1702 году, подарил нашему Холмогорскому Епископу Афанасию (одному из руководителей строительства этой крепости) и они долго хранились как реликвия в Троицком кафедральном Соборе, а сейчас выставлены в краеведческом музее Архангельска, расположенного в Гостиных Дворах.
- Кстати, подвиг Ивана Рябова (Седунова) стал всем известен, а герой чудом выжил, выпрыгнув за борт раненым и доплыв до берега, где его и нашли. За этот подвиг воевода его ... посадил в тюрьму и подверг пыткам - за помощь врагам! Главный пункт обвинения заключался в том, что рыбак зная, что был выпущен запрет на выход в море, его проигнорировал. А после "сотрудничал" с врагами. При этом сам воевода князь Прозоровский при приближении эскадры бежал подальше от Архангельска в дальнюю деревню и там отсиживался до получения им новостей о победе. Ничто не ново...
- Потребовалось вмешательство самого царя Петра, который и освободил героя из заключения и наградил. Седунов был освобождён от всех налогов со всей своей семьёй навсегда за этот подвиг. Что интересно - до сих пор фамилия Седуновых - потомков знаменитого кормщика Ивана Рябова - в наших краях не исчезла. Правда практически все её представители нынче из Пинежского района области - наверное ещё в те годы туда и перебрался их предок - подальше от воевод и прочих властей...
Ещё один факт - во время своего третьего визита в Архангельск в 1702 году Пётр 1 включил два этих корабля после ремонта в состав Российского флота, с которым ушёл на Соловки, так и не дождавшись нового нападения шведов, а после, отпустив большую часть флота, ушёл по "осударевой дороге" через Нюхчу на Балтику, протащив с собой посуху два военных корабля, пригодившихся ему для новых побед над Шведами уже там. Именно тогда над этой эскадрой был впервые поднят Российский военно-морской Андреевский флаг.
Ну а Новодвинская крепость в основном была достроена только к 1705 году, а окончательное завершение её строительства относится к 1714 году. Служили в ней присланные из Холмогор стрельцы "Гайдуцкого полка" (кто это такие и почему они так назывались расскажу в другой раз). Именно в этой крепости сохранили реликвию - домик Петра 1, который сегодня экспонируется в Московском Коломенском. Кстати - в Историческом музее Москвы выставлена воротная решётка этой нашей Новодвинской крепости.
По сути - этот знаменитый и важнейший бой у едва начатой Новодвинской крепости был её единственным боем. Все последующие века враги не раз приближались, но так уже и не решались снова попасть под её пушки!
А после Крымской войны, когда в очередной раз грозное имя этой крепости не позволило Англо-Французским эскадрам прорваться к Архангельску, уже император Александр 2 её упраздняет... Случилось это в 1863 году. В следующем годы комплекс зданий крепости был отдан РПЦ, которая там планировала создать "дом для престарелых". НО вместо этого стала разбирать здания на кирпичи и торговать ими... Так продолжалось до начала 20 века. От полной разборки крепость спасло то, что находится она достаточно далеко от города и не всегда выгодно таскать тяжести на такие расстояния.
В годы Советской власти там обосновывается сначала детская колония для малолетних преступников, потом взрослая ИК-7. Именно благодаря руководству этой колонии крепость была сохранена. В начале 2000-х я сам участвовал в подборе другого места для передислокации колонии №7 - мы её переселили в освободившиеся от военных танкистов казармы на Левом берегу Архангельска в поселке "Лесная речка", а крепость была передана уже как памятник Архангельскому краеведческому музею, который с тех пор и занимается её реставрацией. В настоящее время многое сделано, но и предстоит сделать ещё больше.
А что до того, как всё-таки до неё добраться - тут ситуация следующая. В Советские годы туда ходил теплоход и проблем не было. Сейчас о возрождении такой линии говорят, но её пока нет.
- Добраться можно и без него, но учитывайте, что на дорогу уйдёт не менее 3-4х часов. Из центра Архангельска надо доехать до переправы на остров Бревенник (или в районе посёлка 14 лесозавода или в районе посёлка 22 лесозавода). На самом острове сесть на единственный автобус, который ходит по собственному расписанию. Но можно и пешком - примерно 7-8 км по грунтовке, засыпанной крупным щебнем. По дороге надо преодолевать мост через речку "Кривяк", который периодически выходит из строя - тут уж надо уточнять заранее о его состоянии. Если мост сломан, то автобус довозит пассажиров только до него - дальше ещё несколько км пешком. Ну и в самом посёлке "Конвейер", где располагается крепость, нет ни кафе, никаких других мест где можно укрыться от непогоды. Есть один продуктовый магазин, который очень редко открыт...
- Главное не напутать - рядом с Архангельском есть город-спутник (когда-то бывший его частью) Новодвинск. Некоторые думают, что и Новодвинская крепость стоит там же. Это не так! Город Новодвинск находится выше по реке, а Новодвинская крепость защищает вход в реку с Белого Моря - и стоит ниже по реке от Архангельска совершенно в противоположной стороне!
Экскурсии туда проводит сам краеведческий музей, но они проходят сухопутным путём со всеми его прелестями. Впрочем, в компании эти трудности преодолеваются легче чем в одиночку!
Я жду, что всё-таки власти сдержат своё обещание и теплоходная линия до Новодвинской крепости у нас возродится. Для этого уже строят несколько пассажирских судов на Соломбальском заводе "Красная кузница", первые из которых обещали достроить к концу 2024 года. НО там их ещё надо будет дооснастить, на реке надо будет установить навигационные знаки, к острову пригнать плавучий причал (который ещё нужно заранее изготовить). Будет ли это всё к лету 2025 года - пока не уверен. Ну а как появится, то с удовольствием прокачусь до этой крепости и вам тут же об этом расскажу!
Пожалуйста, напишите - хотите ли вы сами побывать в этой исторической крепости? И что там должно быть для удобства туристов?