Найти в Дзене

Джеймс Айвори, полуклассик, и его фильм "Хауардс-энд"

В наших беседах о киноклассике время от времени мы будем рассказывать и просто о значительном кино, так сказать о полуклассике. Именно к ней, на мой взгляд, и можно отнести творчество американского режиссера Джеймса Айвори, несомненного киноживописца и певца аристократии, о котором говорят, что он «более британец, чем истинные британцы»…

Джеймс Фрэнсис Айвори (род. 7 июня 1928)
Джеймс Фрэнсис Айвори (род. 7 июня 1928)

Итак, «Ховардс-энд». Добротный, живописный, длинный, не слишком динамичный, то есть скучноватый, как это присуще всем работам Айвори, при этом разыгранный лучшими драматическими актерами Голливуда фильм по роману одного из главных (наряду с Генри Джеймсом) литературных вдохновителей режиссера – английского романиста Э.М. Форстера, к творчеству которого Айвори обращался не меньше пяти раз, экранизировав романы «Морис», «Комната с видом» и др.

О чем кино?

Говардс-Энд (1991). Режиссер Джеймс Айвори. Сценарий Рут Правер Джхабвала, Э.М. Форстер
Говардс-Энд (1991). Режиссер Джеймс Айвори. Сценарий Рут Правер Джхабвала, Э.М. Форстер

Судьбы двух лондонских семейств, Уиггинсов и Шлегелей, - соответственно коренных англичан и выходцев из Германии - в начале ХХ века неожиданно переплетаются вокруг загородного поместья «Хауэрдс-энд», по-соседски подаренного перед смертью женой богатого торговца недвижимостью старшей представительнице семьи Шлегелей, Маргарет.

Энтони Хопкинс и Джеймс Айвори на съемках фильма
Энтони Хопкинс и Джеймс Айвори на съемках фильма

Это обстоятельство, естественно, не может не вызвать возражений со стороны младшего поколения Уиггинсов. Возражения, однако, не приводят к желанному для них результату, вследствие того, что овдовевший глава семьи неожиданно предлагает руку и сердце не кому-нибудь, а именно Маргарет Шлегель. Предложение принимается, но совершенно очевидно, что этот брак, как и почти всякий мезальянс, счастливым не будет. К тому же в игру вступает младшая сестра Маргарет, меломанка и эмансипантка, связавшая свою судьбу с нищим клерком, чья жена оказывается бывшей содержанкой старшего Уиггинса, да ведь и под самой упорядоченной эпохой королевы Виктории уже полыхает бикфордов шнур Первой мировой войны. До неё, правда, ещё как минимум десять лет, но даже если суетные люди не понимают, что «век вывихнулся», это ощущают их «вишнёвые сады».

-5

Фильм – повторюсь - замечательно живописен и превосходно разыгран лучшими британскими актёрами, среди которых по праву солирует Эмма Томпсон, получившая за свою роль «Оскара». Сама же по себе, картина, в общем-то, стремящаяся раскрыть социальную психологию представителей среднего класса викторианского общества, как мне кажется, этой своей цели не достигает. Причина, скорее всего, в жанре, точнее в типичном для работ Джеймса Айвори междужанрье: то ли вяловатая драма, то ли бесслезная мелодрама там, где на самом деле должна быть сатира.

В итоге получилось добротное, дорогое, обласканное американской киноакадемией кино не для всех, а точнее для поклонниц экранизаций романов Джейн Остин, из коих решительно удалён характерный английский юмор, зато добавлены мелодраматизированные воспоминания о юношеском прочтении «Американской трагедии» Драйзера.

В 2018 году 89-летний Айвори был удостоен премий BAFTA и «Оскар» в категории «Лучший адаптированный сценарий»
В 2018 году 89-летний Айвори был удостоен премий BAFTA и «Оскар» в категории «Лучший адаптированный сценарий»

© Виктор Распопин

Иллюстративный материал из открытых сетевых ресурсов, не содержащих указаний на ограничение для их заимствования.