Найти тему

Когда-нибудь слышали об ительменах, родственниках коренных американцев на Камчатке

Оглавление

На Камчатке есть небольшая деревня, где проживает всего 3000 коренных жителей, которые танцуют без остановки по 17 часов, шьют одежду из рыбьих шкур и изо всех сил стараются не вымереть.

Около 100 человек танцуют на зеленой траве под ритмичные удары бубна. Они окружены зрителями, которые снимают их на свои телефоны. У шамана почти двухметрового роста с длинными иссиня-черными волосами и широкими плечами, есть микрофон. После его сигнала эта масса людей в народных костюмах начинает раскачиваться из стороны в сторону, подобно морской волне.

-2

Это ительменский ритуальный праздник под названием "Алхалалалай", который теперь ежегодно собирает все коренные народы севера. “Я не удивлюсь, если вскоре объявят, что Алхалалалай - это наш праздник”, - с некоторой гордостью говорит Олег Запороцкий, местный ительмен.

Кстати, все коренные народы российского севера генетически связаны с коренными американцами, но ительмены считают себя их ближайшими родственниками. По крайней мере, они не пытаются скрыть, забыть или оспорить этот факт. Родственное индейское племя из Канады однажды подарило им свои костюмы, которые ительмены теперь носят с большой гордостью. Тем не менее, ительмены малоизвестны в России. Даже меньше, чем об эвенах или коряках. Если бы у коренных народов севера был свой собственный рейтинг популярности, ительмены были бы ближе к концу списка, вместе с айнами народом, существование которого официально отрицалось в России в течение последних 40 лет. Если бы не Алхалалалай, ительмены были бы забыты всеми, кроме фотографов.

-3

Праздник включает в себя танцевальный марафон: 15-16 часов дикой энергии. Главное правило - нельзя останавливаться. Последний рекорд - 17 часов и 5 минут танцев без остановки – установили Андрей Катавынин ("Коритев") и Дарина Этанте ("Менго’).

Танцующий народ

-4

Слово “ительмены” означает "живущие здесь". Они являются одними из коренных народов Камчатки. Однако ко второй половине 19 века - в результате военных столкновений с русскими и казаками - они остались только на западном побережье полуострова.

Камчадал (ительмены) 1862
Камчадал (ительмены) 1862

Сейчас ительменское население сосредоточено в небольшой деревне Ковран Тигильского района Камчатки. Чтобы добраться туда из Москвы, вам нужно совершить восьмичасовой перелет в Петропавловск-Камчатский, затем совершить 10-часовую поездку по ухабам на машине до деревни Эссо, затем совершить полуторачасовой перелет на вертолете до деревни Усть-Хайрюзово, после чего совершить 40-минутную поездку на вездеходе по тундре вдоль побережья Охотского моря. “Обязательно делайте это во время отлива, иначе вас может смыть в море - здесь были такие случаи”, - предупреждают опытные путешественники.

“До девяти лет я жил в Ковране. В 1997-98 годах там было около 200-300 ительменов, насколько я помню. Затем мы переехали в деревню Эссо, где сейчас живут мои родственники. Ительменов там немного, может быть, 30 человек”, - говорит Наташа (имя изменено). Сама она переехала в Санкт-Петербург, “потому что там ты можешь развиваться и учиться”, - работает массажисткой. В самой популярной социальной сети России "ВКонтакте" в группе ительменов всего 35 участников, включая Наташу. По данным переписи населения 2010 года, в России всего 3093 человека, которые идентифицируют себя как ительмены.

Впервые перепись и тщательное изучение этого коренного народа были проведены в 17 веке. В то время насчитывалось почти 17 000 ительменов. Зимой они жили в полуземлянках-юртах, а летом перебирались ближе к реке и жили в юртах на сваях. Ительмены верили в духов, были анимистами и, согласно этнографам, в древние времена практиковали небесные погребения, хороня своих умерших в дуплах деревьев.

-6

Процесс ассимиляции с русским населением был довольно активным: в 18 веке многие ительмены уже переехали в русские хижины. В 19 веке они приняли христианство и получили русские фамилии, основанные на именах священников и церковных старост в их приходах. Их традиционный образ жизни, который вращается вокруг рыбной ловли (ительмены - прирожденные рыбаки), существует и по сей день, хотя его придерживаются очень немногие люди. Только легенды, известные каждому ительменскому ребенку, и многовековые ительменские верования продолжают составлять ительменскую реальность. Например, вера в то, что не следует бояться смерти или осуждать самоубийство. Ительмены верят, что когда жизнь перестает приносить радость, человек может сам совершить переход в “верхний мир”.

Серьезные люди – всегда с собаками

-7

“В 1960-е годы жизнь была довольно тяжелой. Я был старшим из пяти детей”, - вспоминает Олег Запороцкий. “Было много домашних дел. Мы должны были присматривать за нашими собаками и проводили все летние каникулы, готовя для них еду. Все держали собак - если у вас на заднем дворе не было собачьей упряжки, вас считали легкомысленным человеком. Я помню , как гулял по деревне , и сосед открыл яму с кислой рыбой для собак - отвратительный запах окутывал всю округу! Хотя сейчас, честно говоря, я бы вдохнул это с удовольствием”, - продолжает он.

По мере того, как он становился старше, список обязанностей по дому тоже увеличивался. По выходным Олег ходил в лес за дровами, и каждый день, если не было метели, он привозил дрова домой из леса на собачьей упряжке. Когда самолеты начали летать в соседнее Усть-Хайрюзово, он ездил туда встречать ковранских пассажиров, иногда по ночам. “Отец говорил мне: ‘Собирайся и уезжай’. И я проезжал ночью 20 км, забирал людей и в кромешной темноте привозил их в их родную деревню”.

-8

Наташа слишком молода, чтобы испытать этот образ жизни на собственном опыте. “Я живу как любой обычный современный человек. Хотя иногда мне действительно хочется отправиться в путешествие на байдарках (раньше ительмены плавали в лодках, сделанных из шкур животных) или сплести сушеную крапиву (называемую лепха). Примерно так. И я иногда читаю ительменские сказки своим друзьям.”

Наташа говорит, что даже на Камчатке, на их родине, в какой-то момент ительмены перестали чувствовать себя как дома: “После переезда в деревню Эссо эвены были не очень дружелюбны, потому что это своего рода их деревня, поскольку большинство населения составляют эвены. Мне было всего 12-13 лет, когда, стоя в очереди в магазине, я слышала: "Здесь слишком много этих пришельцев’.”

Корни

-9

В какой-то момент ительмены начали быстро терять связь со своими корнями. В 1989 году только около 20 процентов ительменов назвали ительменский язык своим родным. Более того, носители языка были в основном в возрасте 50 лет и старше. Семья Наташи имела прямое отношение к ительменскому языку - ее бабушка была лингвистом и в 1980–х годах начала работать над первым в истории учебником по ительменскому языку - однако даже их семья начала говорить по-русски, лишь изредка используя некоторые ительменские слова.

Наташа говорит, что лично не знает ни одного человека, говорящего по-ительменски, знающего язык или хотя бы его алфавит. Она добавляет: “Большинство жителей нашей деревни Ковран просто спились. Алкоголизм - настоящая проблема”.

-10

Должно быть, именно этот культурный упадок вкупе с сокращением их численности побудили ительменов взять на себя ответственность за собственное выживание. От государства помощи было мало. В 1989 году ительмены одними из первых в стране создали собственную общественную организацию - Совет Тхсаном по возрождению ительменов Камчатки, возглавляемый Олегом Запороцким. Они создали собственную танцевальную труппу, которая приобрела популярность и гастролировала по Европе, а местный праздник Благодарения Алхалалалай, проводимый у подножия спящего вулкана, превратили в северный бренд и ядро своей идеологии. “Я думаю, это наше главное достижение”, - говорит Запороцкий.

Даже их забытая национальная кухня сейчас возрождается. “Я очень рад, что мой отец заставил меня всему этому научиться. Я не хотел, я думал, что мне это никогда не пригодится. Действительно, возможность приготовить тюлений жир, юколу (сушеную рыбу или мясо оленя) и кислые рыбьи головы не казалась особенно привлекательной!”

-11

В прошлом году, по сообщениям местных СМИ, титул "Ительмен года" достался Лидии Кручининой, руководительнице танцевального ансамбля, которая получила первую премию на конкурсе народных костюмов высокой моды в Москве - после представления сценических костюмов из рыбьей кожи.