Найти тему

Сергей Петрович Федоров 1869-1936

15 января 1936 г. умер профессор Военно-медицинской академии РККА, директор Ленинградского государственного института хирургической невропатология, заслуженный деятель науки, орденоносец Сергей Петрович Федоров. Он сыграл такую огромную роль в развития хирургии и урологии в нашей стране, что по праву, единодушно всеми признанному, он уже давно был главой советских хирургов, а урологи его всегда называли первым «русским урологом» и отцом урологии в нашем Союзе. За пределами нашей страны его имя пользуется широкой известностью и огромным авторитетом. А в нашем Союзе он пользовался известностью и популярностью совершенно исключительного врача и хирурга. Из самых далеких уголков нашей необъятной страны к профессору Федорову приезжали больные; в клинике обычны были больные с Дальнего Востока, на Средней Азии, из Закавказья. С именем профессора Федорова везде отождествлялось понятие о самом большом хирурге, враче и учителе.

-2

С.П. ФЕДОРОВ

Сергей Петрович Федоров родился в Москве в 1869 г. Его отец был главным врачом одной из московских больниц. С. П. получил прекрасное образование, в частности он в совершенстве владел немецким и французским языками. Он окончил "классическую гимназию, а потом учился на медицинском факультете Московского университета, который окончил в 1891г. 22 лет от роду. Уже студентом он начал специализироваться по хирургии и проводил много времени в хирургических клиниках, сначала у Новацкого, потом у Склифосовского и Боброва. По окончании университета он был оставлен при клинике профессора Боброва. В первый же год работы в клинике С. П. получает заграничную командировку, потом он систематически, почти ежегодно, ездит в Германию и, реже, во Францию, Это обстоятельство в значительной мере определило весь ход развития и деятельности С. П. Хирургическая наука на Западе в то время ушла далеко вперед в сравнении с тем, что было в России. Многие из областей, в которых западноевропейские хирурги вели уже довольно интенсивную работу, в России представлялись еще мало доступными для хирургов. Оснащение хирургических учреждений Западной Европы было много богаче, чем в России. С. П. изучал различные отделы хирургии, а также специальные методы хирургического и урологического исследования у лучших специалистов, а затем имплантировал новые методы работы на русской почве. Он обогащал хирургическую науку новыми идеями, новыми диагностическими и оперативными способами, а также новым техническим снаряжением.

Второе, что в значительной мере определило рост, размах, глубину и ценность творческих достижений С. П., это то обстоятельство, что, помимо основательного изучения анатомии и хирургической клиники, он в первый период своей деятельности весьма усердно и широко изучал патологическую анатомию, бактериологию, новые специальные методы диагностики. Около двух лет он изучал патологическую анатомию и патологическую гистологию у Клейна и Никифорова. Его диссертация „Экспериментально-клиническое исследование по вопросу о столбняке" потребовала четырех лет работы и специальных поездок за границу. С. П. изучил бактериологически возбудителя столбняка, получил его токсин и антитоксин и выработал практические указания относительно лечения заражения столбняком.

В 1895 г. С. П. защитил диссертацию и получил степень доктора медицины и вскоре после этого, т. е. через 4 года по окончании медицинского факультета, был назначен старшим ассистентом клиники профессора Боброва. В следующем году он получил приват-доцентуру.

Первая поездка за границу в 1892 г. была посвящена изучению организации проведения асептики в хирургической работе; С. П. три месяца занимался в Берлине у Schimmelbusch'a. Oн привез из Берлина все необходимое и ввел в клинике Боброва асептический метод работы, получивший в этом виде затем очень быстрое распространение и в других хирургических учреждениях.

Во время первых своих поездок за границу С. П. изучил у Cаѕреr'а методику цистоскопической диагностики. В дальнейшем он всегда поддерживал связь с Casper'ом. Цистоскоп тогда только начинал входить в практику. С. П. сыграл огромную роль в развитии урологии, которая в дальнейшем развивалась у нас самостоятельно, параллельно с ее развитием в Западной Европе и Америке.

Первая работа С. П. из области почечной хирургии «Случай nephrolithiasis с обильным разрастанием лоханочного жира в больной почке» была напечатана в 1893 г.

При первой же поездке. за границу С. П. изучил эзофагоскопию и приобрел соответствующий инструментарий. И этот метод исследования он стал насаждать в Москве.

С 1900 г. С. П. стал изучать хирургию желчных путей. Он специально ездил для этого к Кehr'y, который в то время добился огромных успехов в области хирургии желчных путей. С этого времени до конца своих дней С. П. не переставал отдавать главное внимание хирургии почек и мочеточников никогда не переставал изучать на этих органах он оперировал очень много, никогда не переставал изучать эти отделы хирургии и в этой области сделал больше всего.

В 1903 г., 34 лет от роду, С. П. получает кафедру Госпитальной хирургической клиники Военно-морской академии. Клиника эта тогда представляла довольно неприглядное зрелище. Имелось очень ограниченное число штатных врачей, экстернов не было. Не было лаборатории. Аудитория б Маленькая, неудобная. Медицинских сестер не было - работали фельдшера. В мужском отделении не было санитарок, уход за больными осуществлялся санитарами - солдатами нестроевой команды.

С. П. проделал большую организационную работу. Он добился введения института экстернов, медицинских сестер, увеличения числа штатных врачебных должностей, организовал лабораторию, музей. Вскоре была построена новая прекрасная аудитория операционная. Клиника быстро наполнилась работниками, в ней закипела жизнь. Скоро клиника профессора Федорова стала одной из ведущих в тогдашней России, стала центром научной мысли и практической хирургической деятельности, центром подготовки новых хирургических и научных кадров.

Сам С. П. всегда очень много работал, был исключительно активен, много писал, постоянно выступал в хирургических обществах, на хирургических съездах, вел огромную научную работу через своих учеников. Он очень быстро создал свою собственную школу.

Сергей Петрович умел втянуть своих сотрудников в научную работу, которую сам вел. Кроме вопросов хирургии почек и мочеточников, а также желчных путей, С. П. всегда очень интересовался хирургией желудочно- кишечного тракта: пищевода, желудка, толстых кишек, прямой кишки; черепно-мозговой хирургией, вопросами наркоза, свертываемости крови, а позднее переливанием крови и рядом других проблем.

Разрабатывая хирургию почек и мочеточников, С. П. давал отдельным ученикам диссертационные темы по различным отделам патологии почек. Получился целый ряд прекрасных диссертаций, монографий и работ клинических, экспериментальных и анатомических, в которых были исчерпывающе разработаны различные отделы хирургии почек и мочеточников. Все диссертации из клиники С. П. всегда были капитальными работами и исследованиями* (Список наиболее крупных работ из клиники пр. Федорова: Кузнецкий, Камни почки и мочеточника, 1911. — Алксна. Операции на пояснично-тазовой области мочеточника и функциональные их результаты, 1907. — Стром- берг. Анатомо-клиническое исследование забрюшинной клетчатки и нагноительных процессов в ней, 1901. — Перешивкин. О пиелографии. - Караффа- Корбут. Значение мочеточников в этиологии почечных заболеваний, 1908. - Буткевкевич. Смещенная почка и ее оперативное лечение, 1911. — Чайка. К технике нефротомии, 1914. — Касоглядова. Материалы к экспериментальному патологическому исследованию вопроса об автонефротоксине, — Оппель. О туберкулезе почки. — Деревенко. Об опухолях почки. — Стромберг. Окистозном перерождении почек. — Шамов. Об околопочечных опухолях. - Кузнецкий. Об анурии. Перешивкин. О рентгенодиагностике камней почек. - Работы Еремича, Александрова, Шевкуненко, - Portio intramuralis мочеточников.)*

Все эти диссертации и работы дали С. П. много материала при составлении его замечательного руководства — „Хирургия почек и мочеточников", вышедшего в 1923-1925 гг. Эта книга вместе с вышедшей раньше (1918) книгой „Желчные камни и хирургия желчных путей" являются настольными книгами всякого хирурга. В них нашли свое выражение обширная эрудиция их автора, тщательное изучение литературы, а главное. его огромный клинический опыт. Для всех работ и публичных выступлений С. П. характерны ясность и четкость мышления и изложения; четкая классификация форм, явлений, отношений.

Именно поэтому пользование руководствами. С.П. так приятно. Когда обращаешься к ним за выяснением какого-нибудь вопроса – всегда находишь простой и ясный ответ.

Всего из-под пера С. П. вышло больше 150 работ. За последние годы С. П. напечатал ряд очерков, суммирующих его опыт и излагающих его взгляды на основные вопросы почечной хирургии, хирургии желчных путей, хирургической невропатологии. Он заново переработал свое капитальное руководство „Желчные камни и хирургия желчных путей". Это, второе, издание напечатано в 1934 г.

Большой, разнородный, на протяжении ряда лет меняющийся коллектив своих учеников С. П. умел связать одним направлением: в части клинической - определенными, своими, Федоровскими тенденциями, в научной области одними целями и манерой работы.

29 учеников С. П. занимают хирургические кафедры. Сотни его учеников работают хирургами в самых различных углах нашей страны.

С. П. счастливо сочетал в себе две редко уживающиеся в одном человеке особенности.

С одной стороны, это был очень осторожный человек, скептик, с острым критическим умом, неспособный увлечься необоснованными соображениями. Это был человек большого аналитического ума. От научных исследований он требовал исчерпывающей полноты и использования всех возможностей в исследовании явлений, а в выводах проявлял чрезвычайную осторожность и скрупулезность в точности формулировок. В клинике он очень твердо и осторожно ставил показания к хирургическому вмешательству, весьма осторожны были его прогнозы.

Наряду с этим самым характерным в Сергее Петровиче а считаю его принципиальную" молодость, которую он не терял и в старости. Это был смелый новатор, с большим размахом. Для него не существовало догматов, не существовало закоснелых идей и положений, не существовало таких технических приемов, от которых он не мог бы отказаться. Он всегда пробовал чго-нибудь новое, всегда что-нибудь испытывал, проверял. Это было основным фоном его работы в клинике в течение всей его жизни.

Начать с того, что у него была особая любовь ко всяким техническим усовершенствованиям. Он первый перенес на русскую почву цистоскоп и эзофагоскоп, первый в России применил в клинике великое открытие Рентгена. Затем вместе с инженером Менцелем он сконструировал ручной двигатель для трепанации черепа. Еще до этого он сконструировал свой ректоскоп. Первый в России он приобрел трепанационный набор de Martel'a с электрическим двигателем, аппараты для фульгурации, для электрокоагуляции и мн. др. Уже в последние годы своей деятельности он сам вводит в клинику новую мощную рентгеновскую аппаратуру (Gross-Heliodor), бестеневую лампу (Pantofhos) в операционной, аппарат для электрохирургия (Penetroterm-Duplex), новый аппарат Martel'я. Мелочь но характерная: во время одной из своих последних поездок за границу он привез специальный стул в операционному столу для хирурга. Получив в декабре 1930 г. аппарат для электро-хирургии, С. П. сам стал испытывать его на практике. Между прочим он тогда проделал несколько операций на желчных путях при обтурационной желтухе, послойно рассекая кожу и всю брюшную стенку электроножом и путем электрокоагуляции останавливая кровотечение из захваченных кровоостанавливающими пинцетами сосудов брюшной стенки.

Кроме упомянутых выше ручного двигателя для трепанации черепа и ректоскопа С. П. сконструировал три образца особо мощных почечных клеммов, затем „почечные лопатки", инструменты для удаления камней, сосудистые зажимы.

Много ценных идей и предложений он внес в диагностику и оперативную технику при почечных заболеваниях: экспериментальная почечная колика по Федорову, почечный разрез по Федорову, pyelotomia in situ, субкапсулярное выполнение нефректомии, нефропексия по Федорову – все эти методы широко вошли в хирургическую и урологическую практику.

Огромный вклад в мировую медицину внес С. П. своим толкованием клинических явлений в патологии почек и желчных путей и особенно своими формулировками показаний и противопоказаний к хирургическому вмешательству при этих да и при многих других заболеваниях.

С.П. всегда интересовался вопросами наркоза. Вместе с Кравковым он разработал и потом широко применял на практике гедоналовый наркоз. Много внимания он потом уделил изучению авертинового наркоза; его клиника первая у нас в Союзе начала широко применять авертин. Уже на закате своей деятельности С.П. изучал действие эвипана.

С.П. обладал исключительным даром из огромного количества новых идей и предложений наводняющих хирургическую литературу и предлагаемых на съездах и в хирургических обществах за границей и у нас, выбирать ценное и отсеивать необоснованное.

Он очень интересовался холецистографией и особенно внутривенной пиелографией и широко применял их в клинике.

С.П. был блестящем хирургом. Его операции всегда привлекали много врачей. Но прежде всего это был замечательный клиницист и прекрасный врач.

В клиническом обиходе С. П. был джентльменом в лучшем смысле этого слова. Это самый привычный из всех отзывов, какие приходилось слышать о нем, и самый верный. Он был глубоко обаятельным человеком, и это чувствовали, об этом всегда говорили и врачи, и больные, и студенты, и сестры, и санитарки. Он любил молодежь и пользовался огромной любовью и популярностью у студентов.

Он любил молодежь и пользовался огромной любовью и популярностью у студентов.

С. П. пользовался большой известностью и глубоким уважением в Западной Европе и в Америке. В праздновании сорокалетнего юбилея научной деятельности С. П., вылившемся в настоящий праздник советской хирургии, приняли участие виднейшие хирурги современности как в СССР, так и Западной Европе и Америке.

С. П. всегда очень активно выступал на заседаниях научных обществ и съездов не только хирургических и урологических, но и терапевтических. В 1907 г. он организовал и был первым председателем Ленинградского урологического общества. Он многократно избирался председателем Ленинградского хирургического общества Пирогова, был председателем 9-го Съезда российских хирургов и несколько раз состоял председателем организационного бюро хирургических съездов. С 1921 г. он вместе с профессором Я. О. Гальперном издает „Новый хирургический архив". В последние годы он участвовал в редактировании ряда крупных руководств.

Полная статья на официальном портале: