Найти в Дзене
В Движении

"Кто из автовладельцев после 1 октября может попасть на уплату утильсбора": разбираемся в тонкостях постановления

Приветствую! Итак, друзья, рассказываю, какие изменения нас ждут в связи с введением утилизационного сбора со 2 октября. Ведь за рутинными заголовками и ничем не примечательными выпусками новостей скрывается абсолютно тектонический передел всего автомобильного рынка в России. Попробую вам рассказать, что теперь к чему.

Главным изменением стали не ставки утилизационного сбора, а правила, по которым определяется, какие машины попадают под льготный утильсбор для физических лиц, а какие нет. Во всех новостях победоносно заявили, что для физлиц ничего не поменяется: если вы ввозите автомобиль для личного пользования, то утилизационный сбор останется близким к нулю. Казалось бы, можно спать спокойно и расслабиться, ведь все останется по-прежнему. Но не тут-то было!

Позвольте пояснить, как сейчас происходит параллельный импорт. Возможно, вы слышали о санкциях, которые не позволяют просто прийти к немецкому дилеру и купить BMW - он вам ее не продаст. Поэтому сейчас все автомобили завозятся в Россию через соседние страны, и это называется параллельным импортом. В частности, в Центральной России уже устоялось правило, что все машины приезжают к нам через Республику Беларусь.

-2

Однако теперь все эти автомобили, ввезенные через Беларусь, попадают под коммерческий утилизационный сбор. Под льготную ставку утиля попадает только тот автомобиль, который вы ввозите самостоятельно и сразу напрямую в Россию. Это значит, что вы должны быть его владельцем и купить его за пределами РФ. Но, напомню, за границей нам не очень-то охотно продают машины.

Самое главное, что автомобиль сразу ввозится на вас, все платежи уплачиваются на ваше имя, и вы становитесь его собственником с момента пересечения границы. Если вы продадите эту машину в течение года, то снова попадете на коммерческий утильсбор. Это означает, что привезти автомобиль из Германии, Кореи или Японии на продажу в Россию больше не получится.

Причем под этот же коммерческий утиль автоматически попали все автомобили, которые сейчас есть в продаже без пробега по РФ. Все, что вы видите на интернет-площадках, все машины, где вы будете первым владельцем в ПТС, - все это через две недели автоматически "прилипнет" к гигантскому коммерческому утилизационному сбору.

Ведь все эти б/у автомобили привезены через страны ЕАЭС, другой схемы просто не существует. Невозможно по-другому импортировать машину, чтобы она сейчас была здесь в наличии, ее можно было пощупать, а затем купить, став первым владельцем в ПТС.

-3

И обратите внимание на очень важный момент: все это подорожание, этот огромный коммерческий утиль на привезенные машины, "прилетит" не продавцу автомобиля, а новому собственнику, тому, на кого выпускается ПТС, то есть покупателю, то есть вам.

Если вы хотите успеть в последний момент купить автомобиль, привезенный например из Германии или Японии, по прежним ценам, то вам нужно не только оформить ПТС до 1 октября, но и списать утильсбор. Это две разные процедуры, и реально времени на это осталось очень мало. По сути, у вас есть около недели, чтобы успеть купить машину и срочно бежать оформлять ПТС и списывать утиль. И то есть шанс не успеть, и тогда, увы, вы влипли.

Теперь перейдем ко второй интересной особенности новых правил исчисления утилизационного сбора. Точнее, здесь правила остались прежними, но заиграли они по-новому.

Итак, если вы везете машину самому себе, вы платите льготный утиль, близкий к нулю. Но есть одна проблема: санкции. Давайте будем откровенны, привезти машину самому себе у вас сейчас не получится, а это значит, что по сути все авто будут привозить на заказ. Да, автомобили на заказ также попадают под льготную ставку утиля, под этот небольшой платеж. Ведь машина сразу будет иметь хозяина, то есть она будет сразу принадлежать вам, она ввозится на вас.

Но и тут есть нюансы. Поскольку, чтобы попасть под льготный утиль, автомобиль должен напрямую завозиться в Российскую Федерацию, то есть все документы, все платежи, все сразу выпускается на вас, на конечного собственника. Это означает, что машина как бы сразу с момента пересечения границы будет принадлежать вам. А раз так, то будьте добры - 100% предоплаты.

-4

Популярная схема расчета, которая была раньше, когда вы могли заказать автомобиль, его вам сюда привозят, вы его проверяете, убеждаетесь, что с ним все в порядке, что вот она - живая машина, и только тогда отдаете за нее деньги, - все, этой схемы больше нет. Эта схема подпадает под большой коммерческий утиль.

Помните, Honda хотела запустить удаленные продажи, Mercedes хотел запустить продажу машин без дилеров? Минпромторг сделал это одним росчерком пера. Все, теперь мы все будем покупать только картинки. Единственное, как вы понимаете, кто-то будет покупать картинки у мошенников.

Теперь вернемся к новым автомобилям. На них утилизационный сбор вроде бы вырастает совсем-совсем не сильно. Поэтому к черту вашу "бэушку", не хочу я ни у кого ничего заказывать, буду покупать новую машину.

Но и тут есть нюанс, которого не было раньше. Позвольте напомнить историческую подоплеку. Давным-давно, в 2002 году, у нас ввели большие пошлины, тогда их называли защитными, на автомобили, чтобы развивать внутреннее производство. И да, оно вполне себе начало развиваться, я напомню, что тогда самым популярным автомобилем был Focus, выпускаемый здесь, у нас в России. И, кстати, классная тачка была.

-5

Но потом мы вступили в ВТО, и по правилам ВТО пошлины нужно было снизить. Однако ведь какие-то автопроизводители уже вложились, и для них вот это изменение правил игры как будто бы было не на руку. Поэтому, чтобы все оставить как есть, то есть просто сохранить статус-кво, придумали утилизационный сбор. И снижение пошлин компенсировали вот этой вот надбавкой в виде утилизационного сбора, который не платят те, кто выпускает машины здесь, у нас в России.

Все это вполне нормально себе работало, многие крупные производители открыли у нас заводы, мы все покупали машины, сделанные в России. Потом большая часть производителей свалила, но правила игры, которые были созданы, уже существуют и должны побудить других автопроизводителей, которые придут на место ушедших.

Но правила игры поменяли. Сначала утилизационный сбор повысили, а после этого его сделали прогрессивным. И вот это новинка, которой не было. То есть у нас сложилась ситуация, когда каждый год гарантированно новые машины будут дорожать. В умах тех, кто это придумывал, наверное это выглядело так: мы каждый год будем еще суровее к вам, поэтому давайте, заходите, делайте здесь производство.

Но на практике, допустим, я - автопроизводитель. Я могу здесь тачку сделать себестоимостью 3 миллиона рублей. Но зачем мне ее продавать за 3 миллиона, если каждый год точно такую же машину можно будет ввозить только дороже, дороже и дороже? Ну, то есть я буду так же цену на новую машину все время поднимать, но она все равно будет чуть-чуть ниже, чем ввозная.

Иными словами, у нас есть новые правила утилизационного сбора, но куда они приведут, никто, мне кажется, не понимает. А могут они привести к тому, что все машины мы будем покупать, как телефоны на AliExpress. Просто заказал на Али, тебе машину привезли, и поскольку эта машина сразу твоя, она ввозится непосредственно на тебя, никакого коммерческого утиля ты не платишь.

И, вероятно, это будет гораздо выгоднее, чем покупать новый импортированный автомобиль с коммерческим утилем или даже новый, произведенный здесь, в России, в котором также будет заложена эта составляющая коммерческого утиля.

Итак, кажется, я прояснил все пункты, касающиеся нового утилизационного сбора. Простите, если получилось сумбурно, но поверьте, я изложил вам все еще доступным языком, на самом деле там настоящий... ну, вы поняли.

А что будет после первого октября с нашей традиционной вторичкой, на которую новый утиль никак не влияет? На этот вопрос, я думаю, вы с легкостью ответите сами. Ведь сложится ситуация, когда, с одной стороны, новые машины каждый год гарантированно дорожают, а с другой стороны, нет никакой конкуренции со стороны свежих автомобилей из той же Германии или Кореи.

-6

И если по какой-то причине ответ вам все еще не очевиден, вот подсказка: даже продавцы десятилетних Солярисов уже начали писать в объявлениях: "Торопитесь купить машину скорее, до подорожания 1 октября в связи с утильсбором". Повторюсь, эти самые десятилетние Солярисы утильсбор никак не затрагивает, но у их продавцов мнение совершенно иное.

То есть, скорее всего, ситуация, которую мы имеем на сегодняшний день, когда в продаже есть только машины, полностью выработавшие свой ресурс, то есть автомобили, на которых уже нет смысла ездить самому, поэтому их продают, - эта ситуация, вероятнее всего, будет только усугубляться.

Спасибо за внимание, друзья. Делитесь вашим мнением в комментариях