Начинающему психологу, гештальт-терапевту может быть больно обнаружить такую данность нашей профессии как уход клиентов.
Клиент обращается за помощью, терапия строится по запросу клиента, работе с его сложностями и по его желанию завершается.
Хорошо, когда завершение терапии основано на естественном процессе – завершилась, потому что проблемы решены, клиент дорастил взрослую часть, может справляться с вызовами жизни и больше не нуждается в помощнике, проводнике.
Но терапия завершается не всегда на радужной ноте.
Уход клиента может быть про то:
- Что пока что достаточно того, что уже получил
- Не готов к изменениям
- Возник негативный перенос и не удалось его проработать
- Сейчас важнее уйти, чем остаться
- Страшно приближаться к терапевту
- Не подходит этот терапевт
- Терапевт в чем-то ошибся
- Изменения в социально-экономической ситуации
- Тяжелое заболевание
- И другое
Особенно в начале практики психологу может быть не легко, когда клиент неожиданно уходит из терапии. У психолога могут возникать разные эмоции, чувства: растерянность, разочарование, обида, злость, вина, стыд, печаль, грусть…
Ну мы психологи ведь тоже люди – также у нас возникает привязанность, симпатия, сочувствие, отношения, вкладываем себя в другого, искренне помогаем, радуемся успехам клиентов, живем вместе в этот час, впускаем в душу.
И первое важное – позволить быть возникающим чувствам. В этой заметке подробнее про первый шаг - "Терапевту тоже важно завершить"
Второе – уход клиента — это особенность нашей профессии. Клиенты будут уходить и с этим ничего нельзя сделать, кроме как принять. А это про то, что будут возникать переживания, связанные с уходом.
Когда я смотрю со стороны клиента, то понимаю, что мне как клиенту важно иметь свободу, решать хочу ли уйти или остаться. Я уходила от своего терапевта, и мне было ценно, что он меня не удерживал, принял моё решение, не цеплялся, не объяснял мне что ещё рано и не все проблемы решены. Он принял мой уход, и я знала, что могу вернуться.
Мой личный клиентский опыт помогает мне и в терапевтической позиции увидеть какая может быть потребность у клиента, когда он уходит. И какой отклик терапевта для него может быть полезен и ценен.
Если же смотреть на ситуацию ухода клиента с позиции психолога, терапевта, то интересно исследовать:
- В какой момент терапии ушел клиент? В начале? Или, когда уже есть хороший рабочий альянс? Или сейчас вышла на поверхность болезненная тема?
- Как клиент в жизни уходит из отношений? Завершает или убегает? Или долго остается и терпит?
- Уход – это послание про что? Чего он хочет?
- Какой тип привязанности у клиента?
Все эти вопросы можно рассмотреть на супервизии. Думаю, что важно, чтобы у терапевта после ухода клиента появилась ясность про клиента и про себя.
Если терапевт знает, что у него тревожно-амбивалентный тип привязанности, то ему будет сложно в ситуации ухода клиента, могут обостряться ранние травмы. Но есть и хорошая новость, - личностный рост для нас неизбежен. Если мы хотим быть в профессии, то нам придётся залечивать и свои раны.
Застревание терапевта на уходе клиента может быть связано с переоценкой своих возможностей, всесилием, перебором с ответственностью за результаты терапии. И тогда осознавание своего реального размера в жизни клиента будет целительно. Клиент прошел такой путь, который был необходим и достаточен для него в настоящий момент, и это хорошо. Жизнь продолжается.
Автор: Пушкарёва Софья Сергеевна
Психолог, Супервизор, Гештальттерапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru