Найти в Дзене
Whisk(e)y House

Релизы Proof односолодового виски CADENHEAD 1960-х годов.

Мужчина выпивает виски в трех случаях:

Когда все плохо - от расстройства,

Когда все хорошо - от радости,

Когда все норм - от скуки)

Многие из нас привыкли считать производство Шотландского виски высокой крепости и без указания возраста (NAS), современной модой или даже достижением. Хотелось бы задать вопрос, кто первый до этого додумался и откуда началась такая мода?

Сегодня хочу рассказать о релизах односолодового виски 1960-х годов производства независимого ботлера Уильяма Кейденхеда (William Cadenhead), которые хорошо дополняют предыдущие статьи на тему ультра редких односолодовых виски. Так же они подтверждают мою гипотезу о возникновении моды на релизы повышенной крепости и без указания возраста. Кроме того, все эти релизы по моему мнению, являются, пожалуй, самыми неуловимыми и притягательными из ранних выпусков односолодового виски.

Итак поехали. Ранние выпуски Cadenhead бросают вызов современным представлениям о виски: бочковой крепости и без указания выдержки. Существует мнение,что идея разливать односолодовый виски "высокой крепости" (под высокой крепостью подразумевается все выше 43% abv) или даже бочковой крепости в бутылки не была реализована до 1980-х годов. Или, по крайней мере, это было случайным отклонением от нормы. В этом есть доля правды, но в целом это неверное толкование истории производства шотландского односолодового виски. Несмотря на то, что виски бочковой крепости появились в продаже в1980-х годах благодаря негоциантам, таким как: ScotchMalt Whisky Society, Samaroli и James MacArthur, это былдалеко не первый случай, когда солодовый виски высокой крепости стал коммерчески доступен. Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку. То против чего категорически были против компании разливающие официальные релизы вискикурен, реализовывали их продвинутые оппоненты не связанные правилами и регламентами. Например, компания Gordon & MacPhail регулярно разливала свои релизы в бутылки, с указанием 100 proof, (57,1% abv), по крайней мере, с 1950-х годов.

Хотя, пожалуй, самым неуловимыми и привлекательными из ранних выпусков виски высокой крепости, является серия Old Cadenhead, который считается одним из самых ранних доступных в продаже односолодовых виски независимого розлива с различными высокими показателями крепости: 80 proof (45,5% abv), 100 proof и, что особенно приятно, олдскульный 85 proof (46,7% abv).

Если говорить о старых бутылках Cadenhead, то чаще всего на ум приходят старые Dumpies, выпущенные в периодс 1977 по 1991 год. Эта серия сама по себе заслуженно считается культовой, но из-за ее популярности ее предшественники часто остаются незамеченными. Это досадно, поскольку те бутылки представляют собой важную эпоху в развитии энтузиазма в отношении шотландского односолодового виски – энтузиазма, который существовал всегда, но был в некотором роде скрыт в культурном плане по сравнению с шумными мировыми брендами купажированного виски.

В 1950-х годах компания William Cadenhead все еще работалав своем старинном здании в Абердине по адресу Нетеркиркгейт, 47. Им руководила давняя сотрудница Энн Оливер - по общему мнению, эксцентричная и старомоднаяженщина, чью деловуюпрактику можно было бы мягко охарактеризовать как причудливую, а на самом деле – как оторваннуюот реальности.

Желанный многими Лафроайг 1960-х годов разлива от Cadenhead славится своим ароматом тропическихфруктов.

Возможно, именно таким подходом к ведению бизнеса объясняется ее настойчивое стремление использовать более крепкие односолодовые виски для розлива в бутылки. В какой-то момент в начале 1960-х годов на рынке начали появляться эти выпуски. Они продавались непосредственно через магазин Cadenhead, а также через ряд других оптовых и бакалейных лавок и независимых продавцов (на аукционах есть экземпляры с оригинальными квитанциями о покупке от Strachan's в Абойне и других малоизвестных бакалейных лавок на севере Англии). Очевидно, что существовала культурная группа людей, которые достаточно сильно любили хороший односолодовый виски, чтобы искать его. Сегодня некоторые из этих сортов считаются поистине культовыми. Одним из самых известных является Laphroaig 12-летней выдержки, выдержанный в бутылках с крепостью 80 proof. Этот виски остается одним из лучших образцов Laphroaig в старинном стиле с преобладанием тропических фруктов. К сожалению, сейчас бутылки переходят из рук в руки за умопомрачительные суммы, так что маловероятно, что многие люди попробуют его снова. В наши дни они невероятно редки и практически все известны так же как и их владельцы. Например есть отчет одного из аукционов, где говориться, что при 200 000 проданных бутылок за время существования аукционного дома, ранних Кейденхедов высокой крепости было продано менее пяти штук. Это для тех кто любит математику и факты.

-2

Различные релизы из серии повышенной крепости от Cadenhead: 85 proof (Miltonduff и Old Pulteney) и 100 proof (Talisker).

В 1960-х годах в серии периодически появлялись и другие знаковые релизы: Talisker, выпускавшийся без указания возраста (NAS) 100 proof, и релизы Springbank 12-летней выдержки (80 и 100 proof), произведенные по лицензии вискикурни и предшествовавшие тому времени, как вискикурня и Кейденхед перешли к одному собственнику. Был также довольно редкий "Old Pulteney", снова разлитый по бутылкам без указания возраста, но с крепостью 85 proof. Серия представляла собой любопытную смесь"NAS" и "AGE" релизов , опровергающую представление о том, что и то, и другое – новые явления или что-то очень необычное.

На самом деле, в послевоенный период (ВМВ) крепость виски обычно составляла 85 proof особенно односолодового. Такая крепость использовалась для официального розлива Miltonduff и Pulteney, а также других независимых односолодовых релизов и элитных купажей. В 1969 году компания Cadenhead сама разливала релиз 7 Star special pure malt с крепостью 85 proof.

Считается, что мода на розлив с выдержкой 70 proof или 75 proof (40% или 43% abv) стала по-настоящему распространенной только после Первой мировой войны, поэтомув 1920-х и 30-х годах термин"довоенная крепость" на этикетках недолго использовался для обозначения 80 proof.

Для чего же виски нужна высокая крепость, что двигало новаторшей Энн Оливер из компании Кейденхед? Ведь крепкий розлив уменьшает выгоду, что нелогично для коммерсанта. С практической точки зрения, более высокая крепостьпри розливе защищаетвиски от разрушительного воздействия кислорода, температурыи света, которые со временем пребывания вбутылке могут изменитьили ослабить его вкус. Особенно это важно при долгого хранении бутылки после розлива и укупорки.

-3

Для сравнения, ранние релизы Gordon & Macphail's Connoisseur's Choice 1960-х годов, разлитые по бутылкам при 40% крепости, с холодной фильтрацией и частым добавлением карамели, редко проявляют себя так же хорошо, как старые релизы Cadenheads. Но относительная малоизвестность виски высокой крепости того периода также способствовала развитию таких компаний, как Gordon & MacPhail и Cadenhead. В то время все эти бутылки, безусловно, выделялись благодаря своим отличительным качествами впоследствии способствовали росту индустрии независимого розлива. Любители виски получают удовольствие от возможности попробовать эти сорта виски, относящиеся к эпохе расцвета производства виски, и сравнитьих с другими “легендарными” бутылками". Ранние Кейденхеды высокой крепости, представляют собой нечто поистине редкое в шотландском односолодовом виски: возможность попробовать односолодовые виски в состоянии, максимально приближенно мк тому, в котором они были в бочке перед моментом розлива по бутылкам.

Эта линейка Cadenhead олицетворяют эпоху, когда потребление солодового виски в силу доминирования купажей, было другим, оно было небольшим, но устойчивым и главное спрос на такой виски был. Сейчас это безусловно часть культурного наследия купажированного шотландского виски. Главная причина, по которой их так мало сохранилось до сих пор, и причина, по которой иногда удается найти неизвестные бутылки, о существовании которых никто не подозревал, заключается в том, что это было время, когда большинство любителей виски, после дегустаций были изрядно пьяны. Культура наслаждения элитными виски в Великобритании, которая была единственным рынком сбыта этих бутылок, только начинала появляться. Тема тщательного смакования только зарождалась, поэтому, лишь немногие из них были сознательно сохранены, а чаще " случайно забыты в подвале".

-4

Исторически самый первый Шотландский негоциант, компания William Cadenhead была основана в Абердине в 1842 году. В то время как Gordon & MacPhail разливала солодовый виски по лицензии с момента своего основания в 1895 году, собственный ассортимент, " Connoisseur's Choice ", появился только в 1968 году. Когда это произошло, он был известен тем, что повсеместно разливался по бутылкам с крепостью 80 proof, тогда как обычная крепость для коммерческих релизов была 70 proof. В отличие от этого, очень продуманный выбор Cadenhead в начале 1960-х годов свидетельствовал о признании и поддержке растущего спроса на односолодовый виски. Это была менее коммерческая серия, с тем, что сегодня мы могли бы назвать «более оригинальным» розливом. Залогом успеха компании стало продвижение не только купажей, но и односолодовых напитков. Эстетика и преимущества при розливе этих серий сформировали основные характеристики современного шотландского рынка, односолодового виски независимого розлива.

Официальная история шотландского виски гласит, что односолодовые виски были "открыты" в 1990-х годах. Хотя это правда, что их популярность резко возросла именно в это время, реальность такова, что они всегда пользовались популярностью сами по себе. Нужно помнить, что вначале производился только односолодовый виски. Есть примеры релизов односолодового виски более высокой и естественной крепости, которые восходят к самым ранним дням производства бутылочного виски. Точно так же вы найдете множество свидетельств того, что официальный и негоциантский солодовый виски в бутылках поставлялся за рубеж в Австралию, Новую Зеландию и США еще в 1880-х годах.

Знаменитые Cadenhead Dumpies часто затмевают серию ботлера 1950-х годов

-5

Отдельное удовольствие доставляет разглядывание этикеток старых выпусков односолодового виски — там все по-другому. Надписи вроде "100% malt", "100 proof", "over 12 years old" навевают чувство тепла и честности. Эти винтажные характеристики делают такие релизы желанными призами для охотников на аукционах.

Основные аспекты, определяющие высокую оценку односолодовых виски, — разнообразие вкуса, более высокая крепость и специфический характер. Их всегда можно было найти в бутылках различных торговых компаний, бакалейных лавок, импортеров и частных коллекций. Релизы высокой крепости от Cadenhead в 1960-х годах доказывают расширение этого культурного феномена и его влияние на индустрию. Мир односолодового виски существовал всегда, но он продолжает расти и эволюционировать, следуя за изменениями в целом.

Производство этой серии Cadenhead прекратилось в начале 1970-х годов. В 1972 году акции компании были проданы на аукционе, и в конечном итоге её купил Хедли Райт, который позже, в 1970-х, разработал новую серию, получившую название Dumpy. Сегодня очевидно, что эти ранние релизы оказали значительное влияние на рост увлечения солодовым виски в то время. Они были отражением уже существующего интереса к этому напитку внутри страны. Возможно, самым важным является тот факт, что почти все эти релизы виски были высочайшего качества. Главный девиз для этих ультраредких бутылок звучит так: «Лови их, пока можешь!»

-6