Найти тему

«Ничего личного ‒ только бизнес»: как Коппола превратил «Крёстного отца» в шедевр криминальной драмы

Оглавление

"Крестный отец" Копполы — безусловный шедевр кинематографа, популярный во всём мире и на всех агрегаторах. Он оказал огромное влияние на весь будущий кинематограф, задрав планку криминальных драм очень высоко. Этот текст про то, за что лично я люблю шедевр Копполы.

Джеймс Каан, Марлон Брандо, Аль Пачино и Джеймс Казале. Источник: Яндекс
Джеймс Каан, Марлон Брандо, Аль Пачино и Джеймс Казале. Источник: Яндекс

История

В сюжет «Крестного отца» мы пустимся не сразу. Для начала немного обратим внимание на историю создания. Фильму предшествовал, выпущенный в 1969 году роман Марио Пьюзо с одноименным названием. Книга про противостояние итало-американских мафиозных семей ни на какую культовость не претендовала. От критиков она, в свое время, получила весьма сдержанные отзывы, а первые продажи в общем-то расходы на тиражи покрывали. Пьюзо писал книгу лишь потому, что будучи многодетным отцом остро нуждался в деньгах. Кстати, некоторые главы книги еще в 67-м были проданы студии Paramount. Через некоторое время роман внезапно стал бестселлером. Студия, отложившая его вначале на полку, заинтересовалась в постановке фильма. Основной идеей было пригласить для съемок итальянцев ‒ или хотя бы людей, что были походи на итальянцев. А кто из итальянцев первым приходит на ум в кинематографе прошлого века ‒ Серджио Леоне, которого, однако, сценарий не привлёк (но в дальнейшем снял великолепное «Однажды в Америке»). Очередь плавно дошла до оскароносного, но малоизвестного в широких кругах Фрэнсиса Форда Копполы, который проектом заинтересовался и заявил, что будет сам принимать участие в кастинговых решениях и прочей «бюрократической работе». Собственно, Коппола с этим не прогадал. Именно он нашел и утвердил на роли Вито и Майкла Корлеоне ‒ Марлона Брандо и Аль Пачино, чьи кандидатуры студию мало устраивали (в последствии Коппола признается, что Пачино его «любимый актер», а Брандо «любимый коллега и друг»).

Так, под чутким руководством автора романа (Пьюзо тоже написал свою версию сценария, которая также была принята, как и версия Копполы), в 1971-м году началась масштабная работа над эпохальным фильмом.

Кадр со съёмок фильма "Крестный отец". Источник: Яндекс
Кадр со съёмок фильма "Крестный отец". Источник: Яндекс

Сюжет

Собственно, а в чем сюжет? Глава семьи, Дон Вито Корлеоне, выдаёт замуж свою дочь. В это время со Второй мировой войны возвращается его любимый сын Майкл. Майкл, герой войны, гордость семьи, не выражает желания заняться жестоким семейным бизнесом. Дон Корлеоне ведёт дела по старым правилам, но наступают иные времена, и появляются люди, желающие изменить сложившиеся порядки. На Дона Корлеоне совершается покушение.

Вот и вся завязка! Вот только в фильме экспозиция длится без малого 45 минут, что для фильмов достаточно много. Вообще, стоит отметить, что «Крестный отец» Копполы ‒ это эталон кинодраматургии с четко выстроенной трехактовой структурой повествования (экспозиция ‒ кульминация ‒ развязка). В первой сцене (длящейся полчаса) режиссер знакомит нас со всеми действующими лицами и с их характерами, расставляет «чеховские ружья» и преподносит завязку основной истории. Ровно надвое картину делит свершение Майклом мести над капитаном Макласски и Солоццо. Когда герой, не желавший вступать в бизнес отца, вершит правосудие, тем самым переходя на сторону сражения, да и вообще разжигая этот пожар войны.

После покушения Майкл уезжает в Италию. На Сицилию, на родину отца. Там живет под вымышленным именем, пока остальная его семья выстраивает «оборонительные укрепления». Здесь мы уже наблюдаем второй акт, который заканчивается с возвращением Майкла. Пьюзо и Коппола сценами на Сицилии показывают, что в мафиозной войне нет тех, кто может спокойно оставаться в стороне. Не остался в стороне и младший Корлеоне. Он возвращается и становится крестным отцом семьи. Следующие 45 минут фильма полное его утверждение в этой должности, но главное драматургическое решение Коппола оставляет на финал.

Марлон Брандо в образе Вито Корлеоне. Источник: IMDb
Марлон Брандо в образе Вито Корлеоне. Источник: IMDb

«Крещение Господне»

Сам Пьюзо сравнивал финал своего романа с библейским сюжетом, когда Христа крестят. Конечно, Майкла Корлеоне называть Иисусом, как минимум, пренебрежительно. Однако немного библейского в этом образе всё-таки есть. Для раскрытия финала первого фильма Коппола использует перекрестный монтаж, где на одной чаше весов ‒ убийство глав других семей, а на другой крещение племянницы Майкла. Что видит в этой сцене обычный зритель: нарочитую смену темпоритма и повествования. Где довольно динамичные сцены убийств перекликаются с неторопливой церковной службой. Что же там на самом деле? Крещение самого Майкла в «отца» семьи, которое определит его дальнейший путь. Если мы заглянем немного дальше, во вторую и третью часть «Крестного отца», то увидим, что церковь в жизни младшего Корлеоне будет играть далеко не последнюю роль, начиная от мессы в сиквеле, заканчивая исповедью в триквеле. На протяжении всей трилогии мы видим, как Майкл трансформируется в демоническое создание, отрешаясь от близких и затем, после ряда событий, пытается вернуться обратно. Получается ли у него это? Ответы в третьем фильме. Нас интересует финальная точка первого, положившая начало этой массивной и весьма устойчивой истории.

Финальная сцена фильма завершает демоническое превращение Майкла. В начале он не хотел иметь с семьей ничего общего, говоря Кейт Адамс, что семья не он. Но в конце, то ли от того, что больше некому, то ли от того, что им правила месть, Майкл отрешается от единственного близкого человека, превращаясь в деспотичного, эгоистичного героя, готового идти по головам ради достижения общих целей.

Аль Пачино в образе Майкла Корлеоне. Источник: IMDb
Аль Пачино в образе Майкла Корлеоне. Источник: IMDb

Драматургическая ценность

Сюжет не был бы таким интересным без центральной темы — темы семьи. Коппола специально выкинул все те детали и сторонние сюжеты из романа, дабы сконцентрироваться на взаимоотношениях отца и сына. Режиссёр в своем полотне за 3 часа взаимоотношений Майкла и Вито показывает эволюцию героев от главы мафиозной семьи до немощного старика и от беспринципного юноши до жестокого убийцы. Оба героя претерпевают серьезные изменения в своих характерах и историях. Они становятся не только противоположностями самих себя, но и друг друга.

Сын пытается защитить отца, при этом разбивает ему сердце, ведь не этой жизни Вито желал для Майкла. Сюжет прост, но в тоже время знаком массовому зрителю, а от того так хорош в восприятии и понимании. Вечные темы всегда работают как надо.

Аль Пачино и Вито Корлеоне. Источник: IMDb
Аль Пачино и Вито Корлеоне. Источник: IMDb

Эстетическая ценность «Крестного отца» Ф.Ф. Копполы

С эстетической точки зрения картина Копполы также выделяется на фоне, как минимум, криминальных драм конца века. Начиная от простой игры света и тени (даже в открывающей сцене эта игра показывает разные характеры Вито Корлеоне), заканчивая перекрестными диалогами, которые не заметны при первом взгляде, но очень хорошо видны при последующих. Вообще, Коппола мастер съемочных планов. Перекрестный диалог (вместо диалога восьмерки) он использует в будущем в своем «Разговоре», который снял между двух «Крестных отцов», а общие и средние планы у режиссера нередко показывают настроение героев. Так, например, попробуем рассмотреть более детально финальную сцену фильма, которая сделана перекрестным монтажем.

Приглушенные тона церкви с преобладанием в них желтого и коричневого, которые обозначают безумие и ожидание чего-то неприятного. Вместе с тем, убийства глав мафиозных семей сопровождается с их цветовыми гаммами. Барзини ‒ зеленый, Таталья ‒ желто-оранжевый, Страччи ‒ синий, Кунео ‒ красный. Довольно интересно становится еще и то, что, убивая боссов этих семей, Коппола убивает и остальную подобную цветовую гамму в фильме. Больше до самого конца мы не увидим ни один из этих цветов в том же виде.

Коппола любит работать с цветом. Режиссер даже сам неоднократно признавался, что считает себя художником, совмещая различные оттенки одинаковых цветов для получения новых смыслов. И действительно, цвет в «Крестном отце» играет значительную роль. Сцены, где кровь показывается в кадре можно пересчитать по пальцам одной руки, при этом, если герой умирает мы узнаем об этом из внешних деталей, во главе которых стоит цвет и звук. Коппола смерти персонажей сопровождает безмолвными общими планами, где общий цвет, как правило, контрастирует со сценой. Например, когда в первый раз стреляют в Вито Корлеоне, по асфальту (слегка заснеженному) катятся апельсины, а вокруг стоят разных цветов автомобили. Сцена безмолвная, но показывает многое. Акцент в ней выставлен не на фигуре умирающего Дона Вито, а на людях вокруг него. Также и в других сценах. Когда убивают Полли Гатто ‒ а это происходит в закрытом автомобили на общем плане ‒ вокруг шумят колосья травы. Коппола никогда не делает акцент на смерти героев, только, если этого не требует сюжет или драматургия.

Заканчивая разговор про цвет и эстетическую ценность картины, стоит еще отметить, что несмотря на все вышесказанное, желтый цвет в картине ‒ основной. Оператор Гордон Уиллис специально выбрал его для демонстрации эпохи, в которой происходит фильм. Его примеру потом последовали и Серджио Леоне в «Однажды в Америке» и другие операторы и режиссеры. При этом Уиллис намеренно пренебрегает некоторыми условностями, например, в сценах, где Марлон Брандо в тени, Уиллис подчеркивает его зловещий образ беспринципного Дона Корлеоне мелким зерном, а в сценах более общих и не таких детальных ‒ зерно крупнее.

Гордон Уиллис. Источник: Pinterest
Гордон Уиллис. Источник: Pinterest

Музыка

Нино Рота совершеннейший гений музыки и композиции. То, как своими композициями он заполняет всё ему предоставленное пространство ‒ действительно сравни воздуху в комнате. Музыка Роты, ставшая гимном мафиози по всему миру, подчеркивает драматические сцены и полностью отражает итало-американский мир картины. Такой сложно спаянный руками Копполы мир. Сам композитор, к слову, охотно согласился поработать над картиной, так как нашел особое очарование в том, чтобы отразить

«драматическую историю отца и сына, пропитанную нежной любовью и острым разочарованием». — Нино Рота
Марлон Брандо и Фрэнсис Форд Коппола готовятся к съемкам. Источник: IMDb
Марлон Брандо и Фрэнсис Форд Коппола готовятся к съемкам. Источник: IMDb

Итог

Фрэнсис Форд Коппола создал энциклопедическое произведение киноискусства, которое навечно должно закрепиться в учебниках по киноискусству. Причем в каждой главе. Но, в первую очередь, в главе про кинотеатральную драматургию. Показ характеров, их эволюцию, смысл поступков, когда ты одновременно и хочешь сопереживать герою и не понимаешь за что. Когда ты не наблюдаешь за миром глазами центрально персонажа, а как бы смотришь на сюжет со стороны, одинаково поддерживая и ту, и другую стороны конфликта. Когда цвет и музыка настолько сильно погружают тебя в мир, что даже после завершения ты уже не хочешь его покидать. Всё это про «Крестного отца» Фрэнсиса Форда Копполы ‒ кинопроизведения эпохи и лично моего любимого фильма.

Съёмки убийства Вито Корлеоне. Источник: IMDb
Съёмки убийства Вито Корлеоне. Источник: IMDb

С вами был Дэн! Если вам понравился первый материал из рубрики "Большое кино", то не поскупитесь на лайки и комментарии! Любите кино, смотрите хорошее кино и да пребудет с вами сила!

Мой тг-канал с подкастами и обзорами кино: https://t.me/gromkomchanell