Сегодня, в первый день после отпуска, рассказала я своей начальнице про то как мне писал якобы директор нашего художественного колледжа и пытался выудить у меня информацию о нашей организации.
Об этом кто ещё не читал вот ССЫЛКА 👇
На это она мне рассказала как летом её тоже пытались обмануть.
Телефонные аферисты придумали новую СХЕМУ с предварительной АТАКОЙ на жертву через МЕССЕНДЖЕРЫ.
Но наша начальница - тёртый калач, её на мякине не проведёшь. Она привыкла каждую информацию досконально проверять и не вестись на эмоции.
Для наглядности и лучшего понимания разделю всё на важные абзацы.
Этапы обмана.
Подготовительный
- Сначала звонит моей начальнице руководитель ассоциации искусствоведов в котором она состоит. Первый звонок поступает в Телеграмме по видео. Ты видишь несколько секунд лицо звонившего и привычное имя организации высвечивается на экране. Человека на телефоне ты визуально знаешь, как минимум лицо его точно знакомо. Потом звонок как бы "срывается" и уже поступает обыкновенный голосовой, но тоже через мессенджер. Говорится что связь плохая поэтому перезванивает вот так.
На этом этапе у тебя уже формируется ДОВЕРИЕ к СОБЕСЕДНИКУ. Звонок поступил от знакомой тебе организации и видишь даже лицо кто пытался связаться с тобой.
- Сейчас вам будет звонить... ФИО капитан/майор ФСБ, ответьте обязательно на несколько вопросов. У вас и у нескольких наших коллег-искусствоведов очень большие проблемы! Я имела неприятный разговор, теперь хотят у вас лично уточнить детали. Пожалуйста помогите следствию, это в ваших интересах.
Основой этап
- Звонок, мужчина. Энергично и нахраписто начинает разговор от лица сотрудника ФСБ:
- Вашими данными воспользовались... дальше звучат устрашающие фразы которые каждого добропорядочного гражданина сразу вводят в ступор и парализуют от страха. Никому не хочется быть вовлечённым в ужасные махинации, попахивающие гос. изменой с помощью украинским националистам и денежному спонсированию. Вам россыпью называются разные статьи Уголовного Кодекса РФ и пугают привлечением, наказанием и т. п.
На этом этапе возникает СТРАХ быть привлечённым и наказанным за действия к которым ты не имеешь никакого отношения. ЖЕЛАНИЕ избежать неприятностей и решить их как можно быстрее.
Моя начальница в момент звонка ехала с работы:
- я сажусь в электричку сейчас, не могу с вами говорить
- нет, не садитесь! Вам надо договорить со мной. Это очень срочно и в ваших интересах!
- нет мне надо ехать, потом будет большой перерыв в электричках.
Здесь задача телефонного мошенника вести с вами НЕПРЕРЫВНЫЙ ДИАЛОГ, не дать вам времени опомниться. Ваша задача сохранять хладнокровие.
Но так как моя руководительница просто отсоединилась и больше не отвечала в течении всей дороги, аферисту приходится играть по её правилам. Для вас это уже маленькая победа: выиграть время и осмыслить что происходит.
"Сотрудник ФСБ" перезванивает через час.
- Вы вышли из вагона? Дело не терпит отлагательств...
Начинает опять вешать лапшу на уши, нагнетать обстановку разными подробностями в перемешку с действительными фактами из жизни колледжа... Это делается естественно очень умело, чтобы у собеседника возникла полная иллюзия реальности всего происходящего.
А моя начальница за это время что ехала на электричке уже позвонила своему непосредственному куратору из ФСБ (по специфике своей работы имеет определённые связи в этой структуре), который сразу сказал что это мошенники и надо посылать их лесом.
Кульминация.
- Моя начальница говорит лже-ФСБешнику что созвонилась с сотрудником ФСБ который курирует наш колледж и если у звонившего остались какие-то к ней вопросы пусть решают их между собой и называет фамилию:
- Вы же сидите наверное все рядом?
Удивительно, но "капитан ФСБ" оказался не робкого десятка и совсем не снижая темп начал возмущаться:
- Я же вам сказал в начале, что информация строго конфиденциальная! Никому нельзя сообщать. У вас будут теперь огромные неприятности!
- Решайте все вопросы с куратором нашего колледжа.
Последнее что было сказано мошенником:
- Будете плакать крокодиловыми слезами!
Поняли почему в самом сначале был видео звонок?
Идёт запись экрана, злоумышленники сначала звонят реальному человеку и успевают записать несколько секунд общения с ним, чтобы иметь больше рычагов воздействия на жертву.
Раньше мошенники действовали наугад, не вдаваясь в подробности, кого они обманывают. Сейчас же, пользуясь утечками данных, они предварительно собирают информацию о потенциальных жертвах. Мошенники покупают украденные данные, анализируют их, сопоставляют с различными базами и разрабатывают персонализированный сценарий атаки.
🚩🚩🚩🚩🚩
Моя личная ПАМЯТКА как НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ МОШЕННИКОВ.
1. Никогда не отвечать на незнакомые звонки (я к сожалению по роду своей деятельности вынуждена реагировать на входящие, так как мне часто звонят клиенты, желающие записаться в художественную школу).
2. Если же всё-таки ответили и понимаете что вас начинают запугивать, всячески давить на психику, пытаться выбить из равновесия - НЕ РЕАГИРУЙТЕ и ВЕШАЙТЕ ТРУБКУ без вхождения в разговор. Не позволяйте себе говорить утвердительные фразы, телефонные аферисты могут использовать запись вашего голоса для своих махинаций. Хотя сейчас уже существуют технологии когда идёт полная подмена: слышите, а иногда и видите своего родственника или знакомого.
3. Если вас взволновал разговор просто наберите сами в организацию или человеку от лица которых вам звонили. Ваши страхи скорее всего сразу рассеятся. Важно звонить с других телефонов и не по тому же номеру что поступил вам звонок, чтобы ПРОВЕРИТЬ полученную ИНФОРМАЦИЮ.
И самое главное, НИКОГДА НИКОМУ НЕ СООБЩАЙТЕ свои персональные и ДАННЫЕ СВОЕЙ БАНКОВСКОЙ КАРТЫ .
ВАЖНО!
Один из действенных способов обезопасить себя и друзей не вести разговоров с незнакомцами, перепроверять всегда информацию, не совершать никаких действий сгоряча — поделиться с близкими этой историей.
О других вариантах обмана (как пытались лично меня обмануть) читайте здесь 👇