В любом более-менее крупном государстве, есть своя киностудия. А в некоторых даже несколько! У нас – это, конечно же, Ленфильм и Мосфильм. Во Франции, родине кинематографа – это студии Патэ (Pathé) и Гомон (Gaumont). В Италии – Чинечитта. Голливуд, Болливуд и так далее. В Турции же это знаменитая, особенно в 60-годы прошлого века, киностудия Йешильчам (Yeşilçam).
«Зеленая сосна» …
… так буквально переводится название знаменитой турецкой киностудии, которая располагалась в одном из районов Стамбула недалеко от Таксима. В этом районе была улица с таким же названием и на ней жили художники, актеры, режиссеры и творческая богема. Золотое десятилетие турецкого кинематографа пришлось на года с 1965 по 1975. В это время Турция вышла на третье место в мире по количеству снимаемых фильмов в год. Если
сравнивать с более ранними периодами, когда количество фильмов едва превышало 50 отснятых пленок в год – это безусловно был прорыв! И конечно, такие прорывы делают люди! Феноменальный подъем местной киноиндустрии связывают с именем режиссера Омера Люфти Акада, который снял такие знаковые ленты как «Смерть блудницы» (1949) и «Во имя закона» (1952), а также привнёс много новаторства в режиссуру, монтаж и подачу материала.
Вдохновляясь его примером, стали появляться новые имена, например - Атыф Йылмаз, Метин Эрксан и Осман Седен.
На турецкое кино в свою очередь оказывала влияние новая французская волна, бушующая в тот же период и раскрывающая пространство свободы выражения. Йылмаз Гюней является ярким примером последователей французов с его шедевром «Надежда» (Umut, 1970). Так же одной из предпосылок появления нового турецкого кинематографа стал политический переворот, который заставил переосмыслить и силу влияния кино на общественные массы и
возможности управления умами населения.
Излюбленными жанрами первых фильмов Йешильчама были – боевики, романтические драмы, мелодрамы-арабески и поддерживающие общественные моральные нормы темы. Но были и серьезные фильмы, затрагивающие политические темы, например «Засушливое лето»
(1964, Susuz Yaz) режиссёра Метина Эрксана, которые входят в золотой фонд турецкого кино. «Турецкий Голливуд» вывел на орбиты таких звезд кинематографа как Айхан Ишик, Белгин Дорук, Кадир Инаныр, Тюркан Шорай, Хюлья Кочйигит, Кемаль Сунал, Шенер Шен и других. Более подробно мы уже писали, например, о знаменитом четырёхлистном клевере – плеяде турецких актрис, которые давно стоят на пьедестале почета представителей классического Йешильчама. Без их запоминающихся ролей свет турецкого кинематографа прошлого столетия был бы не таким ярким.
В 60-х годах прошлого века турецкий кинематограф расцветает и в стране даже появляется первый кинофестиваль, который, кстати, действует до сих пор – это Кинофестиваль Золотой апельсин в Анталье (Antalya Altin Portakal Film Festival), получить награду этого фестиваля очень престижно и почетно.
В 70-х годах, однако, настоящий художественный кинематограф, призванный заставлять задуматься над вечными темами и делать мир лучше, вырулил на эротическую дорожку. «Мне нравится твоя кисть, маляр», «Женщина хочет, чтобы ее ласкали», «Давай займемся любовью на пляже» - такие названия были у фильмов того периода. Отсутствие хороших сценариев и других предложений вынуждали актеров и актрис сниматься в низкопробных фильмах и тем
самым портить себе репутацию и карьеру. Многие звезды кинематографа уходили на театральные подмостки, где заработки были, конечно, не такими щедрыми, зато на их карьере не оказалось никакого пятна.
Приятным исключением того периода стала серия комедийных фильмов «Возмутительный класс» (Hababam Sınıfı) с самым знаменитым турецким комедийным актером всех времен – Кемалем Суналом в главной роли. Нет ни одного турка в стране, который бы не смотрел эти фильмы, ставшие уже классикой. Об этих фильмах мы уже немного писали вот здесь.
Сериал о Йешильчам
В 2021 году вышел в свет первый сезон исторического сериала «Йешильчам» о знаменитой эпохе турецкого кинематографа. Сериал нашел отклик среди зрителей и платформа, которая выпустила первые десять серий заказала второй сезон. Сериал очень правдоподобно и достоверно описывает бурные времена 60-х годов 20-го века, когда жизнь била ключом на знаменитой улице Стамбула Йешильчам. Когда кинематограф в стране был на высоте, а поход в кинотеатр для всех был излюбленным времяпрепровождением.
Сценаристы Левент Кантек и Волкан Сюмбюл потом делились в своих интервью, что прежде, чем приступить к написанию сценария им пришлось пересмотреть немалую часть всех фильмов той эпохи, чтобы погрузиться в повседневную, социальную и политическую жизнь прошедших дней. Сюжет строится вокруг жизненных и творческих проблем продюсера по имени Семих Атеш, которого великолепно играет Чатай Улусой. Героя Чатая Улусоя подставляет партнер по
бизнесу и молодому и талантливому продюсеру Семиху Атешу теперь предстоит сначала строить свою карьеру. И конечно, к концу второго сезона у него обязательно получится снять отличный блокбастер и вернуть себе свое имя и, возможно, даже красавицу-жену – популярную актрису Йешильчама.
Съемки сериала проходили на фоне пандемии Covid-19, на улицах Стамбула было мало народу, все рестораны были закрыты и съемочному процессу ничто не мешало. В это время даже сам Стамбул смог выйти из тени своей многолюдности и тоже принять участие в съемках. Многие критики отмечали, что город стал полноправным актером в этом сериале. Съемки проходили как на самой знаменитой улице Йешильчам, так и неподалеку от нее – площадь
Таксим, район Бейоглу, улица Айхан Ышык. Партнершами Чатая Улусоя стали Афра Сарачоглу и Селин Шекерджи. Афра великолепно исполнила роль молодой начинающей артистки Йешильчама Тюлин Сайгы, которая стремится
стать не просто куклой с красивым лицом, а настоящим творцом и художником. Селин Шекерджи сыграла бывшую жену Семиха Атеша – Мине Джансу, которую он пытается вернуть. Сама же Мине хочет подольше задержаться на Олимпе славы, но чувствуя, что теряет популярность, готова идти на все.
Скандалы. Интриги. Расследования.
Хотя создатели сериала отрицают что использовали чьи-либо прототипы для своих главных героев и все совпадения случайны, тем не менее не обошлось без скандалов. Дочь реальной актрисы Йешильчама Мине Мутлу подала в суд на создателей турдизи, обвинив их в раскрытии секретов ее матери. И тем самым подтвердив определенные факты биографии Мине Мутлу, которые были показаны в сериале. Не начни она делопроизводство – никто бы и не знал, что
ее мать спала с продюсером ради роли.
Но, в кино бывает и не такое! История знает много интригующих и захватывающих событий из жизни реальных людей, которые так и просятся на экран. Турецкий кинематограф продолжает развиваться и достигать небывалых высот. О Турецких сериалах, например, сейчас говорят во всем мир, но без золотой эпохи Йешильчама все было бы по-другому!