Найти тему

Питание по Аюрведе. Пища в благости, страсти и невежестве

Оглавление

Не так давно тема Аюрведы вошла в мою жизнь, и, хотя она еще не совсем укрепилась в ней, я все же с робостью начинающего поделюсь базовыми принципами. А именно, знанием о трех Гунах материальной природы. Считается, что эти основные принципы полезно знать каждому человеку, а не только тем, кто глубоко изучает Ведические писания.

Будет здорово если кому-то из Вас, дорогих читателей, это принесет пользу. Материалы и прямые цитаты для этой статьи были взяты из книги "Аюрведа для начинающих", Васант Лад, а также из цикла лекций про Аюрведу для начинающих Бхакти Вигьяна Госвами Махараджа.

Простая наука о жизни для всех

-2

Стоит начать с того, что Аюрведа — это не только эзотерическая наука, как принято считать в наш век, но простой практический метод по восстановлению и поддержанию здоровья: "это простая, практическая наука о жизни, она содержит универсальные принципы, применимые в повседневной жизни каждого человека."

Слово «аюрведа» происходит из двух слов – «аюх» и «веда». «Аюх» – значит жизнь, «веда» – значит знать, наука, то есть в первом приближении – это наука о жизни. (Источник)

Наука Аюрведы затрагивает все грани человеческой жизни и несет огромную ценность для тех, кому посчастливилось соприкоснуться с ней. Даже зная базовые принципы, изложенные Аюрведой, можно значительно улучшить качество своей жизни, как на физическом, так и на психическом уровне. Как бытие определяет сознание, так и сознание определяет бытие. Так, Аюрведа берет во внимание обе эти ипостаси человеческой жизни, помогая развиваться сразу в нескольких направлениях.

Пожалуй, всем русскоговорящим людям известна поговорка "В здоровом теле здоровый дух". Думаю, что отрицать это утверждение было бы ошибкой. Однако существует и обратная связь. Так, по словам Бхакти Вигьяна Госвами Махараджа, состояние тела — это состояние нашего ума. Действительно, мы едим, исходя из наших идейных представлений о жизни и даже не только то, что, но и то как, где и зачем: все это определяется состоянием нашего ума.

Бхакти Вигьяна Госвами записал курс очень интересных и объемных лекций по Аюрведе на Ютуб. Ниже мне хотелось бы привести некоторые из его слов о значении Аюрведы в текстовом формате:

"Следующая цитата из «Чарака-самхиты», которой мне тоже хотелось с вами поделиться, очень важная. Там говорится, что все люди хотят счастья. Все люди в конце концов стремятся к счастью, но одни пытаются достичь этой цели правильным образом, а другие неправильным. И разница только в одном – слушайте, это очень важный момент, – что отличает одних от других, почему одни пытаются стать счастливыми, и в результате получают нечто противоположное, совершают преступления, нарушают какие-то элементарные принципы, другие – преследуют ту же самую цель – желание стать счастливыми, тем не менее, становятся счастливыми и действуют правильными способами для обретения счастья. Разница между ними только в одном – в том, что одни стремятся к знаниям, а другие не стремятся, одни хотят понять суть законов жизни, другие не хотят, или не считают важным понимание сути законов жизни. Это очень важный принцип, который, собственно, и определяет духовный характер аюрведы. Аюрведа объясняет тонкие принципы или тонкие законы, которые лежат в основе как здоровья, так и более возвышенных категорий, в конечном счете, – духовного развития. Иначе говоря, это – медицина, которая специально, или система медицины, которая специально предназначена для людей, ставящих перед собой духовные цели, тогда как современная медицина – там ни о каких духовных целях речь не идет, там любой ценой стоит задача, чтоб любой ценой так или иначе сохранить здоровье человека, и иногда цена эта очень дорогая..." (Источник)

Открыть ум и сердце истине и знанию

Васант Лад в своей книге пишет: "Всё жизненное путешествие рассматривается Аюрведой, как священное. Слово «философия» означает любовь к истине; и по Аюрведе истина является бытием, чистым существованием, источником всей жизни. Аюрведа является наукой об истине, как она выражена в жизни.

Вся аюрведическая литература основывается на философии творения Санкхья. (Слово Санкхья состоит из двух санскритских слов: сат — истина и кхья — знание). Мы просим читателя открыть ум и сердце философии Санкхья, ибо она неразрывно связана с Аюрведой."

Действительно, открыться этой философии — невероятно важная вещь, которая побуждает человека не только погрузиться в мир новых, совершенно иных знаний о мире, но и принять тот факт, что, возможно, всю свою жизнь я поступал неправильно. Для этого нужно определенное мужество и решительность качественно поменять положение вещей в своей жизни.

Три Гуны — три энергии. Благость, страсть и невежество

Гуна — санскритский термин, который в буквальном переводе означает «верёвка», а в более широком смысле «качество, свойство». (Источник)

Согласно древнему знанию, весь материальный мир пронизан тремя энергиями, или гунами. Три гуны: саттва, раджас и тамас. Они влияют как на человека, так и на всех живых существ и неодушевленный мир материи. Так, мы словно бы погружены в океан материальной жизни, а потоки в нем: саттва, раджас и тамас.

"Три гуны — это саттва (равновесие, чистота), раджас (движение) и тамас (инерция). Эта триада — основа всего сущего, и в Пракрити гуны находятся в балансе. Когда этот баланс нарушается, возникает взаимодействие гун, порождающее эволюцию Вселенной.

Первым проявлением из Пракрити является Космический Разум, называемый Махат, из которого формируется эго (аханкара). Затем, эго проявляется в пяти чувствах (танматра) и в пяти органах действия.

Таким образом, с помощью саттвы создается органическая вселенная. Затем, это же эго проявляется в пяти основных элементах (бхута), и с помощью тамаса создается неорганическая вселенная.

Саттва-гуна, будучи чище остальных, просветляет и освобождает от несчастий и болезней. Находящийся под влиянием этой гуны, обретает счастье и знание.

Раджас-гуна (гуна страсти) рождается из неограниченных желаний и вожделений; из-за влияния раджаса, человек привязан к действиям и результатам деяний.

Следствие влияния тама-гуны — безумие, леность и сон.

Проявление гуны благости можно ощутить, когда всё существо освещено знанием, чистотой и здоровьем.

Гуна страсти ощущается по возрастанию привязанности, по не поддающимся контролю страстным желаниям и неодолимым стремлениям.

Когда возрастает влияние тамаса, она несет с собой мрак, бездеятельность, безумие и иллюзию.

Раджас — это кинетическая творящая энергия, тамас — разрушительная или потенциальная энергия, а саттва — это состояние гармонии." (Из "Аюрведа для начинающих", Васант Лад)

Таким образом, Саттва — это гуна благости, Раджас —гуна страсти, а Тамас — гуна невежества (Об этом в своей книге "Три Энергии" подробно пишет Рами Блект)

Три гуны — это три формы единого бытия.

Таблица Гун
Таблица Гун
-4

Саттва

Так, находясь в саттвичном, благостном состоянии, человек пребывает в гармонии и в добром расположении духа. Он счастлив, его ум спокоен, он стремится к знанию и сострадает окружающим.

Так как к гунам относятся не только живые, но и все проявленные объекты этого мира, пища тоже может быть саттвичной или же наоборот погружать в невежество.

Так, к саттвичной пище относят продукты, дающие здоровье, чистоту и ясность. Это вегетарианская пища и молочные продукты. Сюда входят фрукты и овощи, крупы, зерновые, молоко и молочные продукты, семена, чистая вода. Особенно благостными считаются сливочное масло и масло Гхи, а также молоко, мед, сухофрукты.

Пища в гуне благости маслянистая, свежеприготовленная (желательно есть пищу, приготовленную не позднее трех часов назад), она приятно пахнет, имеет красивый вид, приготовлена с любовью в чистом месте.

-5

Такая пища приносит здоровье, повышает ясность ума и хорошо переваривается организмом. Мясо относится к гуне невежества, даже если оно приготовлено на саттвичном масле или приправлено специями.

Если человек питается пищей в гуне благости, он способствует тому, чтобы ум стал более чистым и спокойным, балансирует состояние здоровья. Это помогает ему эффективно заниматься духовной практикой, йогой и очищаться от скверны.

Раджас

-6

Раджас — гуна страсти, поэтому продукты, относящиеся к этой энергии имеют соответствующие качества. Раджас олицетворяет движение, необузданные желания и беспокойный ум.

Поэтому раджасичная пища стимулирует нервную систему человека. К такой пище относятся яркие, острые и чрезмерно выраженные вкусы. Это очень солёная, горькая, кислая и горячая еда. Пища, приправленная искусственными химическими добавками, продукты-полуфабрикаты (замороженные, высушенные или законсервированные продукты для быстрого приготовления). Лук, чеснок, редька, кофе, белый сахар, острые специи также относятся к данной категории.

Все эти продукты усиливают в человеке похоть, гнев, жадность и склонность к насилию. Приходит беспокойство, а на глобальном уровне - разногласия и раздор.

-7

Если человек регулярно питается только пищей в гуне страсти, он культивирует в себе качества Раджаса, а именно гневливость, страстность, необузданность желаний. Все это в конечном итоге приводит к страданиям.

Тамас

К гуне невежества относятся мясо, рыба, яйца, алкоголь, грибы, уксус. Все несвежие, консервированные продукты, а также те продукты, которые подверглись брожению.

Пища, которая была приготовлена благодаря многократной кулинарной обработке и жареные во фритюре продукты тоже относятся к тамасичной еде.

Такая пища усиливает в человеке невежество, делает его унылым, вялым и депрессивным, заполняя ум мраком.

Пища, приготовленная более чем за три часа до еды, безвкусная, несвежая, протухшая, нечистая и состоящая из чужих объедков, нравится тем, кто находится в гуне тьмы.
Комментарий: Пища должна увеличивать продолжительность жизни, очищать ум и прибавлять сил. Это ее единственное предназначение. В прошлом великие мудрецы определили те продукты, которые больше всего укрепляют здоровье и увеличивают продолжительность жизни: это молоко и молочные продукты, сахар, рис, пшеница, фрукты и овощи. Все это нравится тем, кто находится в благости. Некоторые продукты, например печеная кукуруза или черная патока, не очень вкусны сами по себе, но становятся вкусными, если их есть с молоком и другой пищей. В этом случае они тоже относятся к пище в гуне благости. Все эти продукты чисты по природе. Они разительно отличаются от оскверненной пищи, такой как вино и мясо. Маслянистая пища, о которой говорится в восьмом стихе, не имеет отношения к жирной пище, полученной в результате убийства животных. Жиры животного происхождения содержатся в молоке, самом чудесном из всех продуктов. Получая животные жиры из молока, сливочного масла, творога и других молочных продуктов, мы избавляемся от необходимости убивать невинных животных. Убивать их могут только очень жестокие люди. Цивилизованные люди получают необходимые жиры из молока, а убийство животных может быть нормой только среди нелюдей. Белки в изобилии содержатся в горохе, дале,цельной пшенице и других продуктах.
Пища в гуне страсти, горькая, пересоленная, слишком горячая или сильно сдобренная красным перцем, уменьшает количество слизи в желудке, что причиняет страдания и ведет к развитию различных заболеваний. К гуне невежества, или тьмы, относятся прежде всего несвежие продукты. Любая пища, приготовленная более чем за три часа до еды (за исключением прасада — пищи, предложенной Господу), является пищей в гуне тьмы. Разлагаясь, такая пища начинает издавать неприятный запах, который привлекает людей вгуне невежества, но вызывает отвращение у людей благостных. (Бхагават-Гита, 17.10. Источник)

Каждый вынужден действовать в соответствии с качествами, данными ему гунами материальной природы; поэтому никто не может удержаться от деятельности даже на мгновение. (3:5)

Важно еще раз отметить, что гуны пронизывают все сущее, в том числе и одежду, которую мы носим, нашу речь, фильмы, которые мы смотрим, музыку, которую мы слушаем, и даже места, в которых бываем. Однако в этой статье был затронут лишь один аспект, касающийся питания в трех гунах.

Чаще всего гуны имеют смешанный характер, так, человек может быть саттвично-раджасичным (то есть деятельным, но гармоничным), раджасично-тамасичным и т.д. Однако стремление повысить гуну благости в жизни и укрепиться в ней приводит к прекрасным результатам.

Жизнь в трех гунах приводит к соответствующим состояниям ума:

-8

. . .

Благостное питание, при занятии духовными практиками и саморазвитием, поможет человеку очистить ум, сердце и тело. Аюрведа является одним из древнейших и наиболее полных систем знаний об устройстве мира и человека в нем. Изложенное в данном материале — это лишь часть богатого мира Ведических знаний.