Найти тему
NikRud

ВНИМАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ!! ДЕТИ В БОЕВЫХ ИСКУССТВАХ (Беседа 9)

Беседа 9.

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Итак, дорогие родители, продолжаем обсуждать понятие ритуала как хранителя и проводника нравственных законов боевых искусств. Это очень важный тезис, которым обязательно должны оперировать современные тренеры, проводя набор в группы и начиная обучение. В этом плане так же немаловажен тот факт, что начинающие ученики пришли заниматься именно японскими боевыми искусствами, которые, как мы уже отмечали, являются не только прикладными системами рукопашного боя, но также и самобытной и неотъемлемой частью культурно-исторического наследия Японии. А заниматься этим серьезным делом с серьезными намерениями, не зная и не понимая его истоков, истории, не следуя его традициям, философии и принципам, по крайней мере, неразумно. Безусловно, нет необходимости читать занудные лекции или проводить скучные беседы, особенно для представителей самого молодого поколения. В конце концов, они пришли в додзё двигаться, отдавать свою энергию, давать простор своим молодым силам. Но тогда занятия должны быть построены в таком стиле, чтобы ни у кого из учеников не вызывало сомнения в необходимости следовать определенному ритуалу, а главное, чтобы он не являлся простой формальностью, выполняемым с пренебрежением, без понимания его сути и значения. Это уже полностью зависит от таланта и инициативы тренера, так же как от его рекомендаций родителям, как общаться с ребенком на тему боевых искусств, что ему рассказать, что вместе посмотреть по телевизору. Нельзя также забывать, об этом мы уже говорили, что на моральные качества ученика серьезное влияние оказывает окружающая среда и потребляемая им информация, которая в условиях современного мира непредсказуема и неконтролируема. Поэтому сверхзадачей современного тренера состоит в том, чтобы в конечном счете в личности ученика превалировали те нравственные устои, которые он получит посредством изучения и практики боевых искусств.

Современный тренер по боевым искусствам должен взять из противоречивого облика учителя японской традиционной школы только те качества, которые в нынешних условиях помогут решить современные задачи нравственного воспитания ученика. Но, к сожалению, в отличие от наставников древних традиционных школ современный тренер не может в полной мере стать примером для основной массы своих учеников, в силу того, что его личная жизнь и деятельность, не связанная с процессом обучения, как правило, не является, общедоступной, а, следовательно, показательной.

Здесь мы вплотную приближаемся к необходимости создания образа или целой галереи образов, которые через экраны кинотеатров и телевизоров, со страниц книг и с подмостков сцен могли бы донести до юных почитателей боевых искусств их истинные ценности, воплощенные в высоких духовных и моральных качествах этих образов. Этими образами должны стать наши современники, еще обучающиеся или уже овладевшие вершинами мастерства в боевых искусствах, живущие рядом с нами, почти такие же, как мы, но вызывающие острое желание быть на них похожими в силу близости и притягательности их облика. Следуя их примеру, современным ученикам будет значительно проще и понятнее осваивать премудрости обучения и в техническом плане и в плане воспитания моральных качеств. Им будет яснее видна цель и возможные результаты этого обучения. Им будут отчетливее видны возможные точки приложения своих сил и способностей, своей энергии и душевных качеств. Молодому поколению надо на кого-то равняться, кому-то подражать (вспомните характеристики ребенка 6-7 –летнего возраста). Мало того, они этого хотят, и они постоянно ищут такой образ. К сожалению, в последние обозримые годы, российские литература, кинематограф и средства массовой информации этой проблеме практически не уделяли внимания. Вместо этого, наше юное поколение пичкали персонажами типа Крутого Уокера, Человека-паука, Супермена, Людей Х и прочими, претендующими на создание образа неподкупного благородного полицейского, спасителя людей и всего человечества в целом. А сами дети лепят свои образы с роулинговского Гарри Поттера и толкиеновского Скайуокера. Кстати, маленький волшебник Гарри Поттер – совсем неплохой персонаж, с множеством положительных качеств, и этот образ, я думаю, сыграл неплохую роль в деле воспитания нашего самого молодого поколения. Но родителям российских детей и самим детям все же понятнее и роднее будут наши национальные герои, наши самобытные образы, взращенные и взлелеянные на нашей земле, в нашем обществе, проповедующие и отстаивающие наши идеалы, думающие и поступающие так, как хотелось бы думать и поступать им.

Учитывая огромный интерес, проявляемый в настоящее время к боевым искусствам, есть основания полагать, что такой образ может возникнуть именно в этой среде. К этому есть множество объективных предпосылок. Человек, владеющий боевыми искусствами, изначально представляется воплощением силы, мужества и отваги, способным противостоять агрессии, защитить угнетенных, отстоять честь и достоинство. Он решителен, хладнокровен, точен и быстр. Его искусство овеяно легендами и мифами, для остальных оно – терра инкогнито, нечто недоступное и недостижимое. И, если эти остальные видят, что это искусство служит благому делу, что носители этого искусства – это те, на которых можно опереться, найти защиту и поддержку, значит уже ясно, что боевые искусства – это и есть та благодатная почва, на которой может и должен вырасти образ современного героя, властителя дум. Добавьте к этому неукоснительное следование древним традициям, дисциплину и самоотдачу, беспрекословное подчинение учителям и старшим по званию, особый моральный дух и принципы. Поместите все это в нашу российскую действительность, придав нашему герою социальную активность, усердие и успехи в учебе, науке, труде, искренность в дружбе и любви, желание противостоять злу, насилию, несправедливости, и вот вырисовываются основные черты нашего российского героя, способные перерасти в устойчивый Образ нашего современника, живущего рядом с нами, ездящего с нами в одном транспорте, заходящего вместе с нами в одни магазины, но на которого хочется походить, на которого хочется равняться, кому хочется подражать. Этот Образ должен дождаться своих романов, сценариев и пьес. О нем должны говорить и спорить, его нужно обсуждать, о его облике нужно думать.

Безусловно, внешний и внутренний облик Образа нашего современника –

понятие неоднозначное. Мы, россияне, также, как и японцы, любим и почитаем нашу историю, наши традиции, наших предков, наши мифы и предания. Но, думается, трудно будет предположить, что властителями дум наших современников могли бы стать образы давно минувших дней, при всей их привлекательности. Ну, например, образы былинных богатырей – Ильи Муромца, Добрыни Никитича и других. Вроде все при них, и сила, и стать и внутреннее содержание. А образы гайдаровских Мальчиша-Кибальчиша или Тимура? Чем не герои и для наших современников? При современном уровне IT-технологий, наверное, можно бы было сделать так, что любой российский мальчишка возмечтал бы стать похожим на былинного богатыря или героя-подростка из нашего прошлого? Возможно, да, хотя нужно ли? Время неумолимо несется вперед, и нашему поколению нужны другие герои, похожие на них, живущие с ними в одной окружающей среде, владеющие теми же жизненными понятиями, что и они, имеющими одни с ними интересы и увлечения, опирающимися на современный технический потенциал. Боевые искусства, как вид увлечения или профессиональных занятий, привлекательно соединяют в себе и следование самым лучшим историческим традициям и самой насущной современности. В них наш юный любитель боевых искусств найдет и традиционный самурайский дух и рыцарское благородство, через них он окунется и в современные ипостаси человеческой деятельности, такие, как спорт, здоровье, физическое и нравственное совершенствование, защиту добра и справедливости. В них он найдет пути создания Образа своего героя. А мы ему поможем, да, дорогие родители?

Итак, учитель, ритуал, образ – вот те необходимые компоненты процесса обучения, которые в современном мире боевых искусств непосредственным образом должны влиять на формирования моральных и нравственных качеств юного ученика. Безусловно, для успешного воплощения этих компонентов в жизнь требуются постоянные и кропотливые усилия. Учителю, то есть тренеру, быть высокопрофессиональным, думающим, понимающим, активным и выдержанным. Ритуалу – стать в умах и сердцах маленьких учеников необходимым условием для овладения секретами мастерства. Ну, а Образу? Прежде всего, он должен возникнуть. И возникнуть в результате наших совместных усилий – родителей, тренеров, специалистов, деятелей культуры и многих других, кому не безразлично, какими вырастут наши дети, какими качествами наделит их обучение боевым искусствам, что будет превалировать в их сердцах: искренность, благородство и милосердие или жестокость, равнодушие и цинизм.

Родители могут спросить у собеседника: «Ну, а вам самому-то удалось воплотить в жизнь ваши теоретические изыскания?». Не скрою, далеко не все. Но все же, есть и успехи. Во всяком случае, родители учеников, которые отзанимались уже 2-3 года, на вопрос, что же дали их детям регулярные занятия айкидо, помимо традиционных ответов об улучшенном здоровье, о набранной силе, о приобретенной смелости, ответили и так:

- мой-то стал спокойнее, выдержаннее и даже вежливее, вообще перестал плакать по поводу и без повода и стал чаще улыбаться;

- моя стала намного увереннее в себе, теперь ее очень трудно обидеть;

- на нашего не могут нарадоваться в детском саду, защищает слабых и без страха дает отпор даже тем, кто сильнее его;

- наш стал больше интересоваться окружающим миром, ему стало интересно все вокруг;

- а мой вдруг заинтересовался Японией, ее историей, даже хочет изучать японский язык.

Ну что ж, может, дети просто растут, становятся умнее и рассудительнее, а, может, это айкидо подтолкнуло их к почти взрослым мыслям, поведению и поступкам. Я уверен, что и то и другое. А вы как думаете?

Да, а что же дети? Ведь автор и им задал тот же вопрос? На этот раз испуганных и смущенных не было, все наперебой стремились высказаться, и вот, что я услышал:

- я стал более уверенным в себе, теперь я больше ничего не боюсь:

- меня стали больше уважать друзья за справедливость, честность и вежливость со старшими;

- мне теперь интересна Япония, я хочу изучать ее историю и японский язык;

- родители и воспитатели часто хвалят меня за вежливость, спокойствие, дисциплину и я этим горжусь;

- я хочу стать большим мастером айкидо, защищать слабых и помогать всем, кому тяжело и трудно.

Добрые маленькие сердца… Хорошо, если и в юности и более зрелом возрасте у них сохранятся эти светлые мысли и желания. Надо только им помочь, очень надо. Очень!

Продолжение следует