Привычные всем нам автобусы и трамваи, без сомнения, являются разновидностями общественного транспорта. А что же насчёт лифтов? Разбираем вопрос в нашем материале.
Какой транспорт носит статус общественного?
Под общественным (иначе — коммунальным) транспортом понимается транспорт, посредством которого населению предоставляются услуги по перевозке в рамках маршрутов, заранее установленных перевозчиком.
Перечислим отличительные признаки общественного транспорта:
- Маршрут является регулярным и не изменяется по требованию пассажиров. Сведения о способе доставки, маршруте следования, размере и форме оплаты общедоступны.
- Поездки доступны любому желающему, оплатившему проезд, если в транспортном средстве есть свободные места — классовые, профессиональные и другие ограничения социального типа отсутствуют. Транспорт могут одновременно использовать двое и более независимых друг от друга пассажиров.
- Местные власти осуществляют надзор за деятельностью перевозчиков.
Что насчёт лифта?
- Заходя в лифт, мы понимаем: когда двери закроются, механизм начнёт движение по направляющим внутри шахты, вверх или вниз. Мы не в силах задать лифту по своему желанию какую-либо иную траекторию.
- Лифт может использоваться любым желающим или группой лиц, не обязательно знакомых друг другу.
- Надзорные органы контролируют работу оборудования. Например, в России этим занимается Ростехнадзор. Государственными стандартами чётко определена периодичность профилактических работ (они могут проводиться раз в месяц, квартал, полгода или ежегодно). Обслуживающие организации обязаны заменять оборудование, утверждённый изготовителем срок службы которого подходит к концу, за счёт одного из источников фондирования: средств собственников помещений, регионального или федерального бюджета.
Таким образом, лифт как средство передвижения удовлетворяет критериям, позволяющим отнести его к общественному транспорту. Правда, если бы не одно «но», заключающееся в том, кто и как часто на регулярной основе совершает поездки на конкретном лифте. Если, допустим, автобус может использоваться широким кругом лиц, входящих и выходящих на любой из остановок маршрута (например, некоторые из пассажиров регулярно ездят этим маршрутом на работу и домой, а кому-то рейс позволил впервые добраться до незнакомого места), то лифтом пользуются только люди, посещающие конкретное здание. Это значит, что лифт общественным транспортом не является! Впрочем, у любого правила есть исключения…
Когда лифт имеет статус общественного транспорта?
Таких случаев не так много. Но они есть. Например, общественный лифт на три остановки в Ялте позволяет постояльцам нескольких гостиниц, расположенных на вершине холма, спуститься к побережью Чёрного моря. А в метро испанского города Бильбао установлен лифт, обеспечивающий доступ к станции Casco Viejo (Каско Вьехо) из района, расположенного на вершине холма: пассажиры могут купить билет в одной из касс — на возвышенности или внизу, за пределами района. Эти два случая объединяет то, что лифт, фактически, позволяет перемещаться не внутри одного недвижимого объекта, а из одной локации в другую. Этот факт, вкупе с общедоступностью такого способа передвижения, позволяет отнести вышеописанные лифты к средствам общественного пассажирского транспорта.
Таким образом, ответ на вопрос о том, является ли конкретный лифт единицей общественного транспорта, будет всецело зависеть от места установки оборудования и его назначения.
А бывает и так, что лифт используется одним-единственным человеком: например, в конце 18 века персональный подъёмный механизм был сконструирован учёным-изобретателем Иваном Кулибиным специально для российской императрицы Екатерины II. Но об этом — уже в другом материале.