Наверняка вы хоть раз слышали фамилию «Русского Архимеда» Ивана Кулибина. Но знаете ли вы, что именно он изобрёл первый в России пассажирский лифт? Или, точнее, лифт для единственной пассажирки.
Немного о самом учёном
Известно, что хотя сам Иван Кулибин родился в Нижнем Новгороде, сегодня его фамилию носят улицы сразу в нескольких российских городах: в их числе подмосковные Солнечногорск и Сколково, Казань, Екатеринбург, Краснодар, Хабаровск, Тольятти.
Гениальный механик приложил руку к созданию оптического телеграфа, фонаря-прожектора со светоотражателями, «повозки-самокатки» — прообраза современных автомобилей, «механической ноги» — протеза для героя Очаковского сражения. Но в нашем блоге мы хотели бы подробнее остановиться на более близком нашему бизнесу изобретении Кулибина, которым стал подъёмник для Екатерины II.
Что Кулибин предложил императрице?
В 1793 Екатерине II исполнилось 64 года. Почтенный возраст (а в то время пожилым людям, в отсутствие современной медицины, приходилось ещё тяжелее) обернулся для монаршей особы многочисленными недугами, в том числе проблемами с ногами. Из-за этого пожилой женщине стало очень трудно подниматься на второй этаж входящего в состав Эрмитажа Зимнего дворца, где находились её покои. И тогда учёный сконструировал подъёмный механизм, подобный тому, что установили в Версальском дворце, во Франции, пятьюдесятью годами ранее для Людовика XV: согласно ряду источников, установка конструкции была продиктована нежеланием любвеобильного монарха подниматься пешком на этаж, где жила дама его сердца.
Два массивных столба, лежащие в основе конструкции, поддерживали платформу, на которой размещалось кресло. На это кресло садилась императрица, после чего двумя слугами платформа поднималась или опускалась благодаря винтовому механизму на паровом приводе.
К сожалению, когда Екатерина II скончалась, чудо-креслу не нашлось применения. И спустя некоторое время «шахта» и вовсе оказалась заложена кирпичами. Только спустя два столетия реставраторам Эрмитажа посчастливилось обнаружить фрагменты устройства. Однако изобретение не кануло в Лету: идеи конструкторов легли в основу изготовленной на Ижорском заводе подъёмной машины, которую установили в Зимнем дворце в 1826 году для того, чтобы связать все три этажа строения.
За своё изобретение инженер А.Я. Вильсон был удостоен поощрения от самого императора Николая I, в чьих покоях и размещался механизм: монарх подарил ему перстень с бриллиантом. Примечательно, что дверь с тамбуром в лифт выглядела как обыкновенный шкаф, что в те времена было весьма распространённым инженерным решением. Подъёмная машина проработала вплоть до пожара, случившегося в 1837 году.
«Подъёмные стулья»: демо-версии
Среди архивных документов можно найти сведения о намерении при строительстве резиденции императрицы Елизаветы Петровны (она приходилась тётей мужу Екатерины II Петру III) «подъёмного стула» в покоях.
Судя по найденным письменным источникам, Елизавета Петровна, посетив дворец, осталась им довольна, а значит, и подъёмный механизм на тот момент уже работал (по крайней мере, в демонстрационном режиме).
Механизм (уже слегка усовершенствованный) был представлен Петру III в 1762 году в Зимнем дворце (как значит в письменных источниках, его «исправили», а значит, это, скорее всего, был тот же аппарат, что показали и Елизавете Петровне). Аналоги прото-лифтов, подъёмные столы, были оборудованы в Малом Эрмитаже и функционировали вплоть до начала девяностых годов 18 столетия.