В древности, в числе прочих ветхозаветных заповедей, Бог дал освобожденному из египетского рабства еврейскому народу повеление, чтобы каждый единобожник с почтением относился к своим родителям. Заповедь содержит обетование всякого блага и долголетия каждому ее исполнителю.
Эта религиозная и нравственная норма, как и многие другие ветхозаветные установления, защищала народ Божий от злобы древнего языческого мира, во многих народах которого было принято избавляться от стариков как от обузы. Не в таком далеком прошлом этот жестокий обычай бытовал даже у некоторых на тот момент еще непросвещенных христианством племен русского севера. Эти северяне выгоняли своих нуждающихся в заботе стариков на смерть в тундру. Но все это лишь жуткие мрачные крайности, подобные которым, к сожалению, встречаются и в наши дни.
Заповедь, разумеется, не отменена в новозаветной эпохе и является христианской, что подтверждает диалог Господа Иисуса Христа с богатым юношей, не решившимся стать апостолом по причине своей привязанности к имуществу.
Почитание родителей в детстве – это, очевидно, послушание. А что такое почитание отца и матери со стороны взрослого отпрыска?
Разумеется, для начала от совершеннолетнего христианина требуется не являть собой финансовую и какую-либо еще обузу своим родителям. Если жилищные условия стесненные, жить нужно отдельно от родителей. По своим возможностям нужно всячески помогать отцу и матери, хотя у русских распространено противоположное обыкновение – помогать своим взрослым детям.
Нормальный родитель, а, главным образом, мама, по причине природной привязанности и любви к отпрыску, постоянно переживает за него. Поэтому христианин, живущий отдельно от родителей, должен регулярно выходить на связь с ними, ходить к ним в гости и приглашать к себе. Если у человека есть собственная семья, ему нужно радовать своих родителей общением с их внуками – своими детьми.
Само собой разумеется, нужно всячески помогать родителю, оказавшемуся в тяжкой болезни.
Почтение к отцу и матери требуется от христианина даже в том случае, если его мнение о правильности или неправильности тех или иных граней человеческого бытия расходится с родительскими.
Не беда, если это, например, какие-нибудь политические взгляды, представление о неком образе жизни как единственно правильном, или гастрономические предпочтения. Можно по подобным вопросам выслушать родителя и просто не спорить. Если отцу или матери не нравится нечто в образе жизни христианина, и самый ближайший предок постоянно "клюет" своего отпрыска в попытках заставить что-либо изменить в его привычках, христианину нужно терпеть и выслушивать родителя, даже если взрослый ребенок не собирается менять некоторые особенности своего бытия.
Если верующий приходит в гости к родителям, и мама каждый раз пытается угостить отпрыска блюдом, которое считает очень полезным и необходимым для организма, но которое не нравится взрослому ребенку, кушать не нужно, но и не нужно злиться из-за этого. Проще смириться с этой настойчивостью: редкую мать можно исправить в подобных вопросах.
Итак, при неглубоких противоречиях с отцом или матерью общий принцип их почитания – неоставление собственного мнения и терпение их настойчивости без попыток исправить самого оппонирующего родителя.
Но тот факт, что какой-то человек дал жизнь следующему поколению, не отменяет того, что он человек. То есть, существо поврежденное грехом, а, значит, способное к злодеяниям той или иной степени тяжести. Бывает и так, что родители делают зло своим детям. Например, беременная женщина может употреблять алкоголь, рискуя "одарить" свое еще не появившееся на свет чадо инвалидностью. Может вообще пойти убить его на процедуре так называемого аборта. Если же маленький человек родился, нерадивые отец или мать могут сотворить зло в виде наплевательства на ребенка как на потенциально здоровую личность и реализованного в безумном мире людей члена общества. Может начаться неправильное воспитание с безлюбовностью, нервотрепкой, насаждениями в душу ребенка психологических травм, и даже побоями.
Родитель взрослого христианина вполне может быть причастен к той или иной степени зла. Например, мать может уговаривать на все тот же аборт взрослую дочь. Или отец может регулярно хулить в присутствии своего взрослого верующего чада Святую Церковь. Родитель вполне может быть и провокатором на конфликты ради конфликтов – так называемым энерговампиром. Часто бывает, что мать пытается установить в семье взрослого отпрыска собственные порядки. Бытовой злодей может учить своих внуков, что их мама или папа (сын злодея, его дочь, зять или невестка) нехороший или глупый человек, чем закрывает от внука или внучки поток Божьей благодати, даваемый за исполнение обсуждаемой заповеди.
Но даже во всех таких случаях, происходящих уже у грани здравого смысла, почитать родителей нужно. Как минимум, следует их не обременять и регулярно давать знать, что их ребенок жив-здоров. Разумеется, в самом плохом варианте отношений с родителями, взрослому христианину нужно приложить все усилия, чтобы злые воздействия со стороны отца или матери больше не могли вредить ему и его семье.