Когда обычные дети из совершенно обычных семей посещают детские сады или начальную школу, тут уж, по логике (если она есть), ни у родителей, ни у педагогов не должно возникать никаких вопросов. Ведь там существуют и режим, и правила внутреннего распорядка, и постоянные, уже давно устаканившиеся "ритуальные действия", к которым за достаточно долгое время пребывания дети привыкают.
Привела мама в сад, пошла на работу, а ребенок - знает, что до вечера он будет находиться тут, с другими такими же ребятами, а вместо мамы - за ним присматривает воспитательница, которую тоже нужно слушаться, как родителей. Ну, это, конечно, в идеале… не буду описывать "исключительные случаи" (коих достаточно много), о них, я думаю, сами воспитатели садов могут рассказать много интересных историй.
Специализированное учреждение для детей с особенностями развития, где я сама работаю (кружковым педагогом) - это не детский сад.
Но это тоже режимное учреждение, хоть и немного иное. Здесь дети находятся не постоянно в течение года, а курсами в 3 недели раз в полгода. И за это время они получают все необходимые социальные услуги, которые прописаны в их программах (медицинские, социально-педагогические, бытовые и т.д.).
А из-за того, что большинство ребят - с серьезными отклонениями, лежат они у нас в основном с сопровождающим родителем. Но это ничуть не умаляет роль воспитателей в стационаре! Ведь они не только несут ответственность за детей-"безмамников" (более сохранных и способных себя обслуживать), но и координируют в целом всю "движуху" детей-родителей в отделении.
Как садик, но не садик!
Но есть также и дневное отделение (не стационар, а полустационар), и режим там - похож на "садиковый" (с таким же комплексом услуг, как в стационаре). Но возраст детей - не только дошкольный, а любой (по стандартам от 0 до 18).
Тут большинство детей лежат в одиночку. А с мамами - разве что самые тяжелые…
Ну или мама не работает и, в отличие от некоторых "неработающих и наглых дам, пытающихся отдать слишком шумного дитятю на передержку воспитателям и приятно провести время" (не мои слова!), эти мамы очень заинтересованы в развитии своих детей, поэтому и в дневную группу ходят вместе с детьми, и сами напоминают детям о режиме и штудируют правила, и с педагогами общаются, и на занятиях иногда присутствуют, и помогают налаживать контакт ребенка с "чужими тётями" (персоналом), и даже просят педагогов давать детям домашние задания и они их вместе с ребенком честно выполняют.
Вот эти мамочки - молодцы! Мы все (сотрудники) относимся к ним с большим уважением и радуемся, когда в смене находятся такие родители, независимо от уровня развития, характера и поведения их детей… Хотя, между нами говоря, именно у таких мам - редко встречаются дети с плохим поведением.
В общем, хорошие люди с правильным подходом, вот!
Еще одна смена в дневном отделении
Как назвала эту смену одна из коллег - "ГОРОХ"!
Мелкие, прыгучие, шумные, рассыпучие, и все практически одного возраста (3-4 года).
Правда, была там одна двухлетняя лялька чуть выше горшка, но зато по уровню навыков и умений даже превосходила некоторых более старших ребят: и ложкой сама ела, и к горшку приученная, и даже карандашом каля-маля рисовала старательно и с хорошим уверенным нажимом, пусть и держала в кулаке как палку и ложку, и карандаш… только вот совсем-совсем не разговаривала. Но без мамы - держалась достойно.
А еще был мальчик постарше, весьма буйненький. Нет, не весьма, а даже с перебором! И маленьких постоянно обижал, и на педагогов орал, и на медработников, и игрушки ломал (как казенные, так и те, что другие ребята могли принести из дома). Тоже без мамы лежал…
Но мама - все равно, забирая его по вечерам, каждый раз вставляла пистоны воспитателям. Из-за того, что дома мальчик на воспитателей жаловался… разумеется, с явным преувеличением.
Например, когда воспитательница, после долгих-долгих нежных и вежливых уговоров не отнимать куклу у Даши, резко потом сказала ему: "Отдай Дашину куклу мне и сядь на диван!", он пожаловался маме дома, что воспитка ему нагрубила и почти(!) побила!
Кстати, таких "баек" у мальчика в арсенале много, и не только по отношению к воспитателям, поэтому лучше я как-нибудь потом об этом ребенке расскажу подробнее.
А сегодня, всё же остановлюсь на "горохе"!
Итак, из всего гороха - только трое детей лежали с мамами. И не из-за отсутствия у детей навыков самообслуживания, а по личной инициативе самих мам (мама Паши, мама Лёши, мама Славы).
Кстати, это первые за год мамы (вот прямо утверждаю!), которые убирают за своими детьми разбросанные игрушки и канцелярию! Но это только начало…
Подстава
Так уж вышло, что одна из "дневных" воспитательниц - ушла в законный очередной отпуск ("отпускочек" в 2 недели, половиночка от единственного, положенного нам всем, отнюдь не "педагогического" отпуска).
Другая воспитательница (та самая, которую, с легкой руки "злого" мальчика обозвали грубиянкой) - резко ушла на больничный (не для того, чтобы показать "фя", а потому что реально здоровье подпортилось).
И на эту группу поставили совсем молоденькую, малюсенькую-тонюсенькую девчонку, которая работает у нас только 2 недели! Одну, когда воспитателей в отделении должно быть 3!
Правда, по указке ЗамЗамы, помогать молоденькой воспитательнице должна была приходить заведующая дневным отделением, но та заведующая - тоже "как-то резко" на больничный ушла. Да, и такое бывает.
В итоге все 4(!) палаты отделения легли под ответственность одного(!) неопытного человека...
Бедный воспитатель!
Группа-то в принципе, не очень большая, 16 человек (бывает и больше). Но! Дети - мелкие, шустрые, неловкие, постоянно разбегаются, визжат, шумят, гремят, громят! Да еще и, не забываем, что далеко не все эти ребятишки что-то там соображают! А еще - многие не умеют в туалет ходить сами, кушать сами, одеваться.
И в игры-игрушки играть - тоже не умеют! Воспитатели всегда садились с ними и учили их, как играть в те или иные игры-игрушки.
Но тогда-то их было трое! А теперь одна.
А каждый ребенок выбирает ту игру, что ЕМУ нравится, т.е. воспитатель, получается, должна "порваться на кусочки", чтобы играть со всеми одновременно.
А если ребенок начнет "типа играть самостоятельно", то уже через 3 минуты игра станет ему неинтересна. И тогда он возьмет вторую, пятую десятую (разумеется, не убирая предыдущие обратно на место). А еще - некоторые детишки могут "сцепиться" из-за игры, и даже подраться…
И девчонка - должна бегать от одного к другому и улаживать конфликты!
Тут не получится сделать одну общую организованную игру!
Во-первых, дети - особенные, правила "общаком" выучить им не под силу, ввиду ментальных нарушений.
Во-вторых, у каждого из этих детей по расписанию могут стоять в разное время занятия со специалистами и процедуры, на которые нельзя опаздывать. Значит, провести игру от начала до конца - все равно не получится, хоть порвись!
Да и, самое главное, водить детей на процедуры-занятия - тоже должна воспитательница! А, простите, пока она провожает двоих на физкультуру (на другой этаж), на творчество (в другое крыло) или на массаж (вообще на самый нижний этаж) - куда в это время девать остальных?
Оставлять их одних в игровой - нельзя ни в коем случае! Даже если ребятки и не съедят друг друга (хотя, всё может быть), а всё равно воспитателю будет большое "а-та-та", если в это время та же ЗамЗама решит пройтись по этажам с "контрольным дозором". Тут уж никто вникать не будет, что в отделении только один воспитатель, и та - неопытная девчонка!
Короче, куча-куча всяких "затыков", которые язык не повернется называть оправданиями для воспитателя.
"Нечаянная радость"
Неожиданно помощь предложили… мама Паши, мама Лёши и мама Славы!
О, они целый план разработали, прямо даже записали!
Мама Паши - маме Лёши: Давайте разделимся! Ты - отвечаешь всю за семнадцатую палату, т.к. там твой сын лежит. Я - за восемнадцатую, вместе с моим!
Мама Славы: Ну, я тогда - девятнадцатую беру! А двадцатая - на воспитателе. Все согласны?
Все согласны! А воспитатель - особенно!
Каждая "ответственная" мама взяла себе расписания-бегунки дополнительных детей (т.е. не только собственных детей, но и всех "жителей" доставшейся палаты).
Потом каждая мама (по тактическому плану мамы Лёши) нарисовала на своём листе таблицу с графами "время" (на каждые полчаса) и столбцами с именами детей их палаты и занятиями-процедурами, куда их надо было отводить в эти часы.
А для молоденькой воспитательницы - сделали такую же табличку "по двадцатой палате" (каждый день - таблицы обновляли)...
И, буквально за пару дней, эта "схема-система" ЗАРАБОТАЛА!
А еще…
Чудо-мамы не только взяли на себя не только "сопровождение по зданию", но и много чего еще!
Например, в столовой.
Я уже говорила, что НЕ все ребятки умеют кушать сами, и воспитателям приходится бегать по всей столовке и подкармливать (так еще и, блин, однажды начальство в столовую заходилО и оралО, что у какого-то ребенка лицо кашей вымазано, мол, не следят воспитатели, не работают).
А тут мамочки и столики также распределили (хотя, чего там распределять: для каждой палаты - свой столик). Мамы - то и дело ходили вокруг столов и ложки в открытые рты пихали. А детям было даже весело от такой "игры по кругу", еще и в непривычной манере! Но все были накормлены, все ели с удовольствием и никто особо не "козюльничал".
И в тихий час - тоже "вышли из положения"!
В трёх палатах - по ответственной маме, в одной - единственный воспитатель. В итоге - все детки под присмотром, всех и в туалет сводят, и одеялом накроют. А мамы - еще там и книжки читали, и песенки пели. Красота!
Конечно, неправильно это…
Все всё прекрасно понимают.
Все также знают, что по закону - мамы не несут никакой ответственности за чужих детей, а вся ответственность - целиком и полностью на единственной оставшейся воспитательнице!
Но чисто по-человечески… В общем, получилось именно "по-человечески"! Мамы - не снисхождение сделали, не ткнули молодую воспитательницу носом в её же беспомощность, не продемонстрировали "на зрителя" свои ум и опыт, а просто поняли и помогли человеку от чистого сердца!
Кстати, сами детки в итоге вообще запутались, кто там мамы, а кто - воспитатели. Просто машинально подходили к каждой и обращались (как умели) ко всем одинаково.
… А потом одна из этих мам - еще и фруктов из своего сада привезла, много-много, всем сотрудникам "педагогического этажа" угощение досталось!
Пусть у Вас, дорогие читатели, появляются в окружении такие приятные люди, и чтобы вовремя!