Найти тему
Немного о тревоге

Почему я такой тревожный?

Design by Freepik
Design by Freepik

Наверное каждый человек, страдающий тревожным расстройством, хоть раз да задавался вопросом "Ну почему я такой тревожный, как так вышло?". В статье буду говорить про невроз.
На формирование невротической структуры личности могут оказывать влияние большое количество факторов. И все это, конечно, начинается еще в далеком детстве.

На нас влияет среда, в которой мы растем. На нас влияет наша генетика. И конечно на нас влияют наши значимые взрослые. Родители, или же фигуры, их заменяющие. Они оказывают особое влияние на наше формирование. Во взаимоотношениях с ними мы получаем очень важный опыт для своего становления.

Нужно сказать сразу, что невротический уровень функционирования психики - это условно здоровый уровень. По сути это психически здоровые люди. Проблема возникает тогда, когда на основе такого невротического строения личности в связи с определенными жизненными обстоятельствами возникают симптомы, беспричинная тревога, навязчивые мысли, страхи и так далее. Тогда мы уже будем говорить о неврозе (если по старому) или тревожном расстройстве (если говорить более современным языком).

Человек с невротической структурой личности может прожить всю жизнь счастливо и не столкнуться с тревожным расстройством.
НЕВРОТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ≠ НЕВРОЗ

В этой статье мы поговорим о том, что влияет на формирование невротической структуры личности. Что формирует ту самую особую невротическую чувствительность к определенным жизненным обстоятельствам и ситуациям, которая в последствии может приводить человека в тревожное расстройство, а может тревожное расстройство никогда и не произойдет, но невротическая чувствительность все равно будет присутствовать.

1. Начала бы я с влияния на ребенка невротических черт самих родителей.

Мы перенимаем паттерны поведения у наших значимых близких. И если эти паттерны невротические, родители тревожные, то и личность ребенка будет формироваться невротическая, чувствительная к определенным стрессовым воздействиям и жизненным ситуациям.

2. Условное принятие в детстве
Когда родители давали любовь, к примеру, только после того, как ребенок что-то сделал, выучил, убрал и так далее. Нет безусловного принятия.
Например: "Мы погуляем с тобой в парке, если ты напишешь контрольную на отлично".
Конечно у ребенка будет повышенное волнение и тревога за оценки в целом. А далее эта тревога легко может захватить и остальные сферы жизни.
Так же тут может формироваться установка: "Меня любят только тогда, когда я делаю все идеально", "Я не заслуживаю любви просто так".
Конечно тут будет подключаться и перфекционизм и страх совершать ошибки.

3. Гиперопека
Когда с ребенка сдувают каждую пылинку, не разрешают кататься на велосипеде, играть в мяч, кататься на качелях, ходить без шапки и шарфика в теплую погоду. Не позволяют пробовать сделать даже домашние дела самостоятельно. Потому что все опасно и все нельзя. И лучше мы сами сделаем, чтобы ты не поранился и не ударился.
Во взрослом возрасте это все приводит к тому, что человек вообще не стремится и не умеет делать что-то сам. Брать ответственность за свои поступки, работать и зарабатывать. А зачем, когда в детстве все чуть ли не на блюдечке по первому намеку приносили.
Если человеку не удается в определенный период его жизни справляться с неуверенностью, с инфантильностью, то может случиться невроз, в основе которого может лежать истерический конфликт "Хочу, но не дают".
Это все неосознанно. Человек не осознает сам, что он просто не научился сам что-то делать, сам за собой ухаживать, кормить себя. Это проявляется в претензии к окружающим людям. Собственная неспособность зарабатывать может прятаться под упреками и обвинениями к близким: "Ты меня не поддержал, ты мне не даешь развиваться, я стою на кухне целый день из-за тебя, ради тебя".

4. Эмоциональное отвержение
Тут может формироваться установка: "Я ненужен, не важен, меня никто не замечает".
Такая ситуация может происходить в семьях, где родители не поддерживают должного эмоционального контакта с ребенком, когда ему это требуется. Например, когда ребенок плачет, или когда ему тяжело в школе, или конфликты со сверстниками, родители просто игнорируют эти ситуации, не общаются, не беседуют, не поддерживают своих детей, не пытаются выяснить, поговорить, разобраться. Все это создает ощущение ненужности, не важности и в дальнейшем. "Я никому не понравлюсь, меня никто не захочет брать на работу, точно есть более заметные кандидаты на вакансию, чем я".

5. Жесткие правила дома
Наличие строгих правил в семье формирует перфекционизм, педантичность, страх выйти за нормы. Установка: "Недопустимо нарушить правило".
И конечно это супер благодатная почва для развития ОКР, так как именно эти люди очень нормативные и часто живут чуть ли не по инструкции.

6. Конфликты между значимыми взрослыми
Ребенок, который постоянно находится в атмосфере конфликтов и разборок между родителями, чувствует себя небезопасно, нестабильно, уязвимо.
Когда эта ситуация длится годами, во взрослом возрасте человека могут преследовать хроническое чувство тревоги, небезопасности, неуверенности.

7. Фокус в семье на высоких достижениях
В дальнейшем человек сталкивается с обесцениванием любых своих стараний, которые не тянут на "Оскар". Только высокие результаты ценятся самим человеком, все что до этого, не считается, обесценивается в ноль.
"Я не так уж много сделал, ну и что, что у меня сеть школ иностранного языка, это может любой".
Прекрасная почва для регулярного истощения и астении, так как такие люди часто буквально живут работой.

Нашли что-то знакомое? Какие факторы из статьи повлияли на вас в становлении вашей тревожности?
Делитесь впечатлениями в комментариях)

Приглашаю вас на онлайн- консультацию
Мой Телеграм ↓
https://t.me/angelinakrokevich