Найти в Дзене
Легкое дело

Можно ли включать в счёт дополнительные услуги?

Законно ли включать в счёт живую музыку или долив кипятка? А чаевые?

Основание: п. 19 правил общепитаст. 16 ч. 2 закона о ЗПП.

Исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату, а также включать в договор (заказ) иные расходы (платежи, комиссии, доплаты, чаевые и др.), не включенные в стоимость продукции, указанной в меню (прейскуранте), и цену выбранных потребителем услуг по организации досуга и других возмездных услуг;
потребитель вправе отказаться от оплаты таких дополнительных услуг (расходов), а если они оплачены, - потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.

Что это значит?

Формат кафе подразумевает основным своим видом деятельности продажу блюд и напитков, всё это включено в меню. Возможно также предложение дополнительных услуг, например кальян или крэйзи меню, пробковый сбор на банкетах. Эти возможности должны быть прописаны в меню, их стоимость и условия обязательно должны быть донесены до гостя до момента включения в счёт.

А вот включать в счёт чаевые, сервисный сбор, плату за бронирование столика или за музыкальное сопровождение незаконно и клиент вправе отказаться от них даже если был уведомлен и потребовать возврат в том числе после оплаты.

Разберем на пальцах:

-Если в баре проходит концерт и вход ограничен по билетам- основной услугой на данный момент будет считаться выступление музыкантов, в течение которого можно поесть. Это законно.

-А вот если в баре играет группа, но вход не ограничен, посетителей не предупреждают, то включать в счёт дополнительный пункт не получится – это просто музыкальное сопровождение. Тоже самое касается и детских развлечений, песен в караоке, если они не включены в меню как доп услуга и гость об этом не в курсе.

Встречается история с платным доливом кипятка в чай, льдом или комплиментом от повара. В этом случае схема такая же – если в меню это указано, официант предупредил гостя и получил согласие – всё ок. Если же гость узнал об этом только при получении счёта- его право отказаться это оплачивать.

Эти же правила касаются и гостиничного бизнеса: в пункте 24 правил предоставления гостиничных услуг указано, что отель не может без согласия постояльца оказывать иные платные услуги, которые не входят в цену номера.

Если администратор сообщает гостю, что по правилам заведения нужно оплачивать сборы или уходить – это навязывание дополнительных услуг, а это уже нарушает ЗЗПП. За такое от Роспотреба грозит штраф до 40 000 рублей на юридические лица и до 4 000 рублей на должностные.

В одном кафе ввели правило: по пятницам и субботам проходит развлекательная программа, плата за которую включается в каждый счёт. Без этого зайти и поесть было нельзя. В итоге Роспотреб обязал владельца убрать пункт из счёта, оштрафовал на 10 000 рублей, а суд подтвердил такое решение.

Подытожим:

Оказывать дополнительные услуги можно, если они есть в прейскуранте, гость о них уведомлен и согласен. А вот навязывать и ограничивать право гостя на получение основной услуги без оплаты дополнительных сборов нельзя.