Наверное, среднестатистический житель России знает Канье как: бойфренда Ким Кардашьян, легенду рэпа, экс-кандидата в президенты США, самопровозглашённого Бога и автора громких заявлений в Твиттере и реальной жизни. Но что, если я скажу, что за этой маской иногда довольно странных действий скрывается один из самых необычных творцов современности? Ключевая фигура рэп-сцены, создатель своей собственной вселенной и обладатель очков-жалюзи — это Канье Уэст.
Основной архетип Йе — бунтарь, отвечает за смыслы. Он заявляет об этом ещё в 2004 году, в своём первом релизе, который буквально называется “The college dropout” — бросивший колледж. Несмотря на то, что с тех пор многое изменилось, бунтарь остаётся главной составляющей образа Канье. Вся его музыкальная деятельность — попытка (и успешная, вообще-то) выйти за рамки, доказать, что чёрный человек — так может.
Миссия бренда Канье Уэста — вдохновить людей на радикальные перемены — сторона идентичности бунтаря. Важную часть его самоидентификации всегда занимала его расовая принадлежность. “I love love love white people but you don’t understand what it means to be the great grandson of ex slaves and make it this far. The system is designed for colored people to fail and one of our only voices is music. One of our only ways out is music (Я люблю люблю люблю белых людей, но вы не понимаете, что значит быть правнуком бывших рабов и зайти так далеко. Система рассчитана на то, что цветные люди потерпят неудачу, и один из наших голосов — это музыка. Один из последних наших выходов — это музыка)”, — написал Канье в своём Твиттере в 2016 году. Так что Йе стремится не просто построить личную карьеру, но и дать голос миллионам Black people.
Главные ценности бренда Канье — абсолютная свобода, самовыражение, критика существующего общественного устройства во имя равенства. И, давайте будем честны, деньги.
Канье также демонстрирует архетип творца — он отвечает за визуал — это мы можем увидеть в его клипах, которые напоминают настоящее произведение искусства. Синтезируя разные подходы, направления и стили, он создаёт нечто совершенно новое. Его визуал похож на странный сон, из которого не хочется просыпаться. Рэпер смешивает реализм и футуризм — крайне привлекательное сочетание.
Вселенная, которую Канье Уэст создаёт в своём творчестве, уникальная и ни на что другое не похожая. Особенно это заметно в получасовом клипе на песню “Runaway”. Это видео можно назвать серьёзным короткометражным фильмом, в нём есть продуманный сюжет, а визуал наполнен символами и аллюзиями.
Ключевые слова, которыми можно описать вселенную Канье — футуризм, символизм, вера, эклектика, хаос, китч, сюрреализм, автобиографичность, эмоциональность, экспрессия, самопознание.
У Канье нет узнаваемого логотипа или фирменного дизайна. Даже аватарка и обложка его официального Youtube-канала — простой чёрный фон — часть промо к альбому “Donda”, который вышел в 2021 году.
В творчестве Йе существует определённая система визуальных символов. А символизм — яркая черта архетипа Творец. Например, на обложках первых трёх альбомов фигурирует плюшевый медведь-недоучка (the Dropout Bear) — для Канье это символ детства. Рэпер использовал его, чтобы еще лучше проиллюстрировать один из главных, по его словам, аспектов воспитания — одиночество.
Обложки следующих альбомов тоже стали символами. Например, “808s & Heartbreak” 2008 года — символ несчастной любви, следующая за ней пластинка (“My Beautiful Dark Twisted Fantasy”) — символ славы и популярности. Обложка альбома вызвала много споров.
В следующих альбомах самоуверенность Канье набирала обороты: “Watch the Throne” целиком посвящён теме денег и богатства, “Yeezus” — эксперимент, новаторство, “The Life of Pablo” — синтез прошлого и настоящего, микс из всех подходов, которые артист демонстрировал ранее. В 2021 году Канье выпускает альбом “Donda”, посвящённый его погибшей матери. Обложка — постмодернистский чёрный квадрат. Это — символ пустоты, смерти и одновременно нового начала.
Авторы, которые создавали обложки для Канье: Эрик Дювашель, Сара Фридман и Крис Йенгст, Такаси Мураками (который создал сразу две обложки — на “Graduation” и “Kids See Ghosts”), Риккардо Тиши, Питер де Поттер и другие. Многие обложки созданы самим Канье, а в качестве визуального оформления трилогии “Vultures” выбран “Пейзаж с могилами” Каспара Давида Фридриха — крупнейшего представителя раннего немецкого романтизма.
Результатом двадцатилетней карьеры Канье стал архетип правителя — с ним связан его медийный образ и TOV. Владелец собственного лейбла “G.O.O.D. Music” или Getting Out Our Dreams (“избавься от наших грёз”), он пользуется безнаказанностью, которую подарила ему популярность, и позволяет себе громкие заявления, которые разлетаются по соцсетям и обсуждаются юзерами. Всё это приводит к тому, что Йе ни на день не уходит из инфополя. Его Tone of Voice — “Я могу себе это позволить”. Он заявил об этом ещё в своём первом релизе — “We don’t care what people say” в одноимённом треке из альбома “The college dropout”.
Новая рубрика — тропы. это узнаваемая культурная традиция в СМИ и Искусстве В нашем случае это фишки, которые отличают артиста от других. У Йе их полно — давайте посмотрим на несколько особенно прикольных.
- Троп Я — Бог. этот троп свойственен нарциссам, добившимся своей звездной мечты, уверовавшие из за этого в иллюзию собственной божественности. Например, Доктор Стрэндж, Наруто и вообще любые сюжеты из мифологии. Канье часто делает заявления о своей значимости. Его известная фраза “Я самый великий артист всех времен” говорит о его стремлении занять центральное место в культуре. Он не боится высказываться о своей роли гения, что подсвечивает его позицию в индустрии.
В альбоме “Yeezus” Канье открыто провозглашает свою божественность. Заглавный трек называется “I Am a God” . Он использует провокационные образы и текст, чтобы вызвать обсуждение о статусе и власти в музыкальном мире. Подобный троп вообще популярен среди рэперов. Например, Дрейк — его альбом “Nothing Was the Same” содержит множество отсылок к успеху и превосходству, что создает ощущение божественного статуса. Похожим занимается и Джей Зи, говоря в треках о своём влиянии и достижениях, тоже возводя себя в божественный ранг.
Кстати, вы только не подумайте, что этот троп придумали высокомерные рэперы в золотых цепях. Давайте вспомним известные строки “Я памятник себе воздвиг нерукотворный”... Всё было понятно ещё в 19 веке и этот троп во всю использовали креативщики
- Black and Nerdy — чёрный и занудный. Троп “Black and Nerdy” помогает разрушать стереотипы и расширять представление о черной культуре. Он показывает, что увлечения могут быть разнообразными и не привязанными к расовым или социальным стереотипам. Этот троп также вдохновляет молодых людей принимать свои интересы и гордиться ими, независимо от того, насколько они “нёрдовые” — то есть занудные.
Получается, что это не просто троп; это движение, которое объединяет людей разных культур и помогает создать более инклюзивное общество.
Блэк нёрды нашего времени — это, например, Чёрная Пантера, или персонажи «Моей геройской академии» А в музыке — Кендрик Ламар, который в своём образе создал контраст между уличностью и образованностью, Childish Gambino, который в песнях вообще довольно часто говорит о своих увлечениях, любви к комиксам и кино, и Майкл Б. Джордан, который, делясь своими фаворитами среди комиксов и видеоигр, становится символом нового поколения нёрдов, которые гордятся своей идентичностью.
Сам Канье специфически использует сэмплирование, в его текстах прослеживается почти утончённый лиризм, у него продвинутое продюсирование, и он воздерживается от бандитской / уличной лирики. Вот и получается Black and Nerdy!
Нейминг бренда Канье Уэста за время его двадцатилетней карьеры менялся. Давайте разберёмся в хронологии.
Имя Йе при рождении — Канье Омари Уэст, которое он сократил до привычного нам Канье Уэста.
В 2021 году Канье официально стал Ye — Лос-Анджелесский суд утвердил его новое имя. Причиной такой серьёзной перемены сам рэпер называл не только маркетинг, но и религию: в Библии используется устаревший вариант местоимения “you” — “ye”. “Я – это ты. И я – это мы. Канье раньше обозначал одного человека, а теперь он превратился в тебя (Ye) – отражение всего хорошего, всего плохого и всего запутанного. Это отражение того, кто мы как существа”, — говорил Йе.
Канье Уэст запомнился не только своими противоречивыми высказываниями в интернете, но и масштабными живыми выступлениями. Любовь к визуальному искусству и умение находить и объединять талантливых креативщиков — архитекторов, дизайнеров сцен, арт-директоров и дизайнеров одежды — помогли Йе вывести свои выступления на совершенно новый уровень.
Он пригласил Ванессу Бикрофт для постановки хореографии, работал с первоклассным дизайнером Асом Девлином над пятью турами, читал рэп под аккомпанемент оркестра. В его выступлениях были горы, пирамиды, Lamborghini размером с квартиру. Он уделял особое внимание насыщенности цвета и использовал правдоподобные спецэффекты. Кроме того, в его выступлениях принимали участие такие известные гости, как Чаки Хан, Джейми Фокс и Daft Punk. Йе всегда относился к своим живым выступлениям очень серьёзно.
Канье Уэст прошёл через многочисленные репрезентации своего “я”, своего имиджа и бренда. Он превратился из обычного хорошего парня в злобного воинствующего активиста, из модного ловеласа в эксцентричного артиста, движимого эгоизмом, и в плохого парня, который хочет стать бандитом. Но факт в том, что он занимает положение одного из самых талантливых и признанных критиками исполнителей в рэп-музыке.
Рецепт успеха Канье:
- Главное правило — всегда быть на слуху. Использовать любые инфоповоды, чтобы не уходить из медиаполя.
- Исследовать индустрию. Не стоит забывать, что перед карьерой рэп-исполнителя Канье шесть лет работал продюсером.
- Не стесняться говорить о своих проблемах. Несмотря на массовость музыки Йе, она очень личная: в ней и скорбь по матери, и проблемы с ментальным здоровьем, и переживанием расизма. Всё это способствует интимизации отношений рэпера со слушателями.
- Относиться к музыке как к искусству. Думаю, тут вообще пояснять не надо.
- “The first rule in this world, baby, — don’t pay attention to anything you see in the news (первое правило в этом мире, детка, — не обращай внимание на всё, что ты видишь в новостях)”, — говорит Канье в “Runaway”. И сам придерживается этого правила.