Часть 1. Китайский электромобиль.
Когда я пишу китайский электромобиль - я подразумеваю локальные китайские бренды. Степень известности и распространённости, а также присутствие на глобальных рынках - не важны в данном контексте.
"Популярный хэтчбек ... в рамках ежегодного обновления", "В июне ... запустит ежегодный фейслифтинг...", "рестайл 2024...рестайл рестайла 2024...рестайл первой половины 2025"
Это - реальные ситуации и вместо многоточий можно подставить почти любой распространённый в наших широтах бренд China авто.
Рестайл в Китае - это не только смена внешности, но и добавление/изменение функций, а значит и электронной начинки авто.
Напомню, что глобально в автопроме средний цикл жизни одном модели между поколениями - 7-8 лет, рестайл (он же фейс-лифтинг) происходит в середине цикла (3-4 года).
Чтобы не быть голословным, приведу пару резонансных и очевидных примеров. Примеров моделей, являющихся лидерами продаж в Беларуси и России в сегментах.
Итак. ZEEKR 001 - пару лет как лидер pure-electro авто в сегменте 40-45 тысяч долларов (на старте продаж - в сегменте около 60 тыс долларов).
«Zeekr обманул потребителей и предал доверие владельцев. У 001 вышло три версии за полгода, хорошо ли это?», — такая надпись размещена на плакатах демонстрантов, которые устроили демонстрацию в одном из салонов марки.
Каждая из версий добавляла новые функции и возможности авто, но оказывалась дешевле предыдущей. Комментарии излишни
BYD SONG - лидер в 2021-2022 году в категории около 35 (вместе с линейкой VW id.4), а в 2023-2024 году - в категории 25-30 тысяч долларов.
Выпускается с 2015 года, но в Беларусь приехали версии начиная с 2019.
За это время вышло 5 (пять) рестайлингов и обновлений. Song EV, Song Pro, Song Plus с DragonFace, Song Plus Champion edition, Song Plus Honor edition, Song Plus 2025. Думаю, что это не конец...
Причём, в случае с тремя последними, каждая версия удешевлялась (но не становилась значительно дешевле предыдущей) - убирались функции/датчики, в платах уменьшалось количество деталей, появлялись проблемы с быстрой зарядкой в Беларуси и России.
Кратко резюмирую написанное выше - спустя 2-4 года ещё свежее авто китайского бренда может превратиться в неремонтопригодную массу металла из-за отсутствия запчастей и электронных блоков на "старые" модели. Под китайским брендом я подразумеваю ЛЮБОЙ!
Ещё факторы, которые не превратят автомобиль в кирпич, но я не могу промолчать и о них:
- низкая ликвидность на вторичном рынке - рынок перенасыщен как новыми, так и б/у электричками из Китая;
- потери при продаже - спустя 2-3 года рыночная стоимость, как правило, не превышает 50-60 процентов от первоначальной цены. С учётом ценовых войн в Китае на некоторые модели потери при продаже через два года доходили до 60 процентов;
- на рынок активно выводятся новые бренды и суббренды, которые иногда пропадают, выпустив и продав несколько моделей авто.
Исходя из фактов выше рекомендовать к покупке электромобиль китайского бренда я не стану...
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
#имеюсказать #электромобильное