Найти тему

Трансактный анализ Эрика Берна

Часто можно встретить фразы “порадуй своего внутреннего ребёнка”, или “у меня всё внутри сопротивляется походу на работу!”, но знали ли вы, что за этим стоит целая концепция, и личность человека действительно составляют несколько проявлений? В этом посте мы рассмотрим основные моменты концепции и принципы взаимодействия, основанные на них.

Для начала, знакомьтесь: это ваши внутренние Ребёнок, Взрослый и Родитель. Если вы иногда хотите “оторваться” и сделать что-нибудь “безумное” или просто весело провести время, значит внутренний Ребёнок присутствует. Если вы иногда осмотрительны, взвешены, осторожны и можете спокойно и рационально анализировать ситуацию, значит и внутренний Взрослый на месте. На месте ли Родитель можно узнать по моральной составляющей - в принципе, это наш “консультативный орган”.

Что дальше? Согласно теории Берна эффективное взаимодействие - это “непересекающиеся трансакции”, то есть Взрослый-Взрослый, Ребёнок-Ребёнок, Родитель-Ребёнок и, самое главное, те послания, которые принимаются и исходят в обратную сторону в том же направлении. Иначе говоря, если человек стоит в позиции взрослого и пытается вести серьёзный разговор с начальником, который “относится к нему как к ребёнку”, разговора не будет. Взаимодействие будет нарушено.

Что ещё дальше? Современные психологи ушли ещё немного дальше и пришли ко мнению, что внутри человека эти проявления тоже друг с другом взаимодействуют. Все мы иногда говорим сами с собой и даже иногда спорим. Ведь именно это и происходит, когда мы в начале недели запрещаем себе пить кофе, но уже в обеденный перерыв убедили сами себя, что чашечка нам как минимум не повредит. Как это произошло? Ребёнок пришел к взрослому с запросом энергии: он очень хочет выпить кофе, иначе будет капризничать, а аспект Взрослого в этот момент не проявился в достаточной дисциплине, и произошло нарушение данного себе слова. После этого маленького “преступления” в игру вступает Родитель, который начинает корить и Взрослого, и Ребёнка, что те не сдержали себя в руках.

А что ещё дальше? А ещё дальше может быть чуть более сложное взаимодействие внутренних Ребёнка, Взрослого и Родителя, они могут выходить на передний план в самые неподходящие моменты, и вот на публичную речь вместо подготовленного Взрослого выходит не очень подготовленный Ребёнок, который начинает дурачиться на серьёзной презентации - а такое и правда бывает. Может быть и так, что внутренние состояния неправильно взаимодействуют с другими внутренними детьми и родителями - и с каждым новым игроком на доске распутать клубок взаимодействий становится всё сложнее.

Что в итоге? Эрик Берн писал про игры, в которые играют люди. Самые разные, в которых каждый игрок исполняет свою роль. Как говорится, “если Вы отказываетесь играть - это тоже часть игры”. Понимание не столько этой концепции, сколько своего внутреннего мира через призму отношения к себе и внутри себя является одним из шагов к пониманию себя и того, куда мы идём. Ведь, бывает и так, что Ребёнок, Взрослый и Родитель хотят чего-то своего и осознанность мотиваций помогает гармонизовать их отношения внутри себя.

Когда к нам в центр приходит клиент, который запутался в своей жизни, не знает чего он хочет или наоборот, хочет всего и сразу - иногда ключ к пониманию и расставлению приоритетов лежит в этой плоскости. Специалисты нашего центра хорошо владеют техникой внутренней расстановки, чтобы помочь Вам разобраться в себе и осознать собственные мотивы, сомнения и корень внутренних конфликтов.

#психология