Бытует мнение, что детям легче, чем взрослым, изучать иностранный язык. В каком-то смысле это верно, но есть ньюансы, о них ниже. В данной статье мы не будем рассматривать случай, когда ребенок живет в другой стране и постоянно находится в ситуации общения на чужом языке (или имеет англоговорящего родителя). Это совсем другая история: ребенок специально не занимается английским, а «снимает язык» с языка говорящего - так же, как мы обучаемся своему родному языку с младенчества.
В среднестатистической российской семье, как правило, нет родителя, свободно изъясняющегося на английском, при этом многие хотят, чтобы ребенок начал осваивать язык с детства, когда это дается относительно легко.
И правда, классическая психология утверждает, что есть сензитивный (т.е. «чувствительный») период для изучения иностранного языка: возраст 3(4) - 8 лет. Это не означает, что, начиная учить язык раньше или позже, ребенок получит плохие результаты, но все-таки данный возраст считается оптимальным из-за определенной степени зрелости мозга: с одной стороны, ребенок обладает прекрасной непроизвольной памятью, с другой стороны, уже есть способность к анализу, то есть можно объяснять какие-то правила, обучать чтению и т.п.
Главным принципом в обучении детей английскому остается тот же, что и у взрослых: регулярность занятий. Крайне желательны ежедневные занятия, хотя бы по 15-30 минут в день. Вы удивитесь, каких результатов можно достичь в таком режиме, причем для ребенка это не будет какой-то тяжелой повинностью, что очень важно для создания положительного отношения к иностранному языку. Тот, кто ненавидит английский вследствие, мягко говоря, некомфортного старта на уроках английского в школе, не сможет заниматься длительно и планомерно. Как я уже неоднократно писала, обучение иностранному языку – это долгая, дооолгая песня, но она может быть приятной и увлекательной.
Поэтому второй принцип при обучении всех возрастных групп, но детей в особенности – это найти интересные материалы обучения. Говоря об учебных пособиях, тут я всей душой за зарубежные издания. На мой взгляд, они более живые, красочные, приближенные к жизни. Одним словом, более вкусные, как свежая пицца, в то время как школьные учебники – пресные сухари, которые трудно грызть из-за дикого объема грамматики, нереального для освоения в отведенные программой часы.
В дополнение к учебникам очень полезно читать детям сказки и рассказы на английском языке – в свое время, будучи в детском саду, я слушала английские адаптированные книжки, так вот этого (пассивного) запаса слов мне вполне хватило до восьмого класса. Вообще чтение – это клондайк для пополнения словарного запаса, особенно для детей: непроизвольная память у них отличная, но произвольная еще не так развита, как у взрослого, поэтому заставлять ребенка заучивать слова – это малоэффективный метод, нужно задействовать эмоции. Дети отлично запоминают слова в контексте: при чтении текстов, прослушивании песен и диалогов, они легко запоминают целые фразы, и к этому их надо всячески поощрять. Можно петь песенки, разыгрывать сценки, но даже простое чтение текстов дает потрясающий результат.
Что касается собственно разговора на английском - это, безусловно, наиболее сложное умение. Для успешной речи нужно обладать, во-первых, словарным запасом определенного уровня, во-вторых, базисной грамматикой, и в-третьих, пониманием речи на слух.
Словарный запас отлично нарабатывается чтением и прослушиванием диалогов. Грамматику маленьким детям нужно давать очень дозированно, можно и вообще на начальном этапе обходиться без нее, тут все зависит от индивидуальных особенностей ребенка. В данном вопросе взрослые находятся в более выгодном положении: они уже умеют анализировать и структурировать информацию, поэтому объяснить разницу между Past Simple и Present Perfect будет легче подростку или взрослому. С детьми младшего возраста обычно хорошо работает коммуникативный подход: вначале ребенок учится говорить распространенные фразы на интересующие его темы – ребенку так проще и интереснее. По мере увеличения словарного запаса добавляется грамматика.
И да, не стоит ожидать, что даже через год занятий ребенок свободно заговорит на английском на отдыхе в Лондоне или хотя бы в Турции. Даже на родном языке в режиме общения на языке примерно 14 часов в день дети учатся говорить не один год. Очень важно создать у ребенка положительный настрой и интерес к языку - это сослужит хорошую службу в дальнейшем, и не только для изучения английского. Умение учиться – залог успеха в будущем: пригодится и в профессиональном, и в личном плане.
Буду рада узнать о Вашем опыте изучения/обучения детей английскому языку, отвечу на вопросы в комментариях.
Возможна запись на онлайн-занятия: