139 глава. Ближние.
Из общего контекста заповеди о том, что нужно возлюбить ближнего твоего, как самого себя, вроде бы следует, как мне ранее представлялось, что ближний мой, это тот, кто нуждается в моей любви, то есть в моих добрых мыслях, словах и поступках в его отношении. То, чего я желаю сам себе, я так же желаю ближнему своему. Мне заповедь Бога о том, чтобы возлюбить ближнего как самого себя была понятна в отношении жены. Если мы с женой – одно, то чисто теоретически легко возлюбить её, как самого себя, ибо она есть часть меня. Однако то, что кажется легким в теории вопроса, в жизни ежедневного согласования мнений и воззрений достаётся совсем не просто. Человек полноценный из двух получается как бы один, но у него две головы, два языка, два голоса, два сердца и таки далее... Этот цельный человек, соединяющий в себе мужское и женское, внутри себя спорит сам с собой, критикует сам себя, мучается принятием решений и переживает последствия сказанных слов и совершённых поступков. Их может примирить и примиряет внутри между собой только Бог, если Он тоже живёт внутри этого человека вместе с мужем и женой. Тех, кого Бог сочетал, те ощущают это единство между собой и с Богом, и естественным образом посвящают свои жизни сотрудничеству друг с другом под началом Господа. В иных случаях единства нет, но есть конкуренция, соревнования лютые (кто первее, главнее и умнее?), борьба не на жизнь, а насмерть между собой на потеху сатане. С иными близкими мне людьми отношения ещё сложнее. Любить свою жену, с которой тебя сочетал Господь, как самого себя, настолько не просто, если не лукавить с самим собой, а как относиться также к иным людям? Не будет ли это изменой самому себе и своей жене? Я люблю другую как самого себя и не меньше, чем свою жену? Разве это чем-то отличается от измены и прелюбодеяния? Ведь в православии самая распространённая и общепринятая точка зрения та, что ближним христианину является любой человек, встретившийся на жизненном пути. Однако, Христос указывает на другое. Он говорит, что человеку ближний тот, кто ему оказывает милость. Такой подход позволяет мне установить внутри самого себя иерархию ближних, которая не приводит к смешению всех ближних в одну кучу всеобщей любви.
«И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что́ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что́ написано? ка́к читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же», (Лк.10:25-37).
Ближние мне не те, кто во мне нуждается, а те, кто мне оказал милость, когда я в этом нуждался! Это меняет дело.
Любить больше тех, кто больше нам даёт добра в нашем понимании того, что есть добро, что - зло. Кому больше прощается, тот любит больше.
«А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» (Лк.7:47).
Как определить любовь, если одним словом в Библии на русском языке обозначено моё отношение к моему Творцу и моему Богу, к самому себе и к своей жене, к моим детям, к моим друзьям, к иным ближним и даже к моим врагам? Несколько разных слов для разных видов любви применяемых в Евангелиях на греческом языке, ясности не прибавляют. На сей день у меня нет другого варианта, кроме как «моя любовь к кому либо есть моя зависимость от него». Чем сильнее зависимость, тем больше любовь. Или «кто больше мне прощает, того я больше люблю». В этом случае мне понятна и возможность любви к врагам, ибо в моей жизни я находился в отношениях зависимости от людей, желавших мне зла и причиняющих вред, и я хорошо понимаю их необходимость для моего собственного развития. И, по большому счёту, можно быть искренне благодарным своим врагам за то, что в борьбе с ними и в процессе уклонения от зла или в попытках превращения зла в добро, а врагов в друзей, много чего доброго и хорошего произошло. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Это - правда.
Если попытаться выстроить иерархию зависимости по мере её уменьшения, то на первом месте окажется мой Творец и мой Бог, на втором я сам, потом разные ближние и враги в их числе… У нас с женой, мне хочется так думать и я не могу себе в этом отказать ))) на первом месте в наших сердцах находится наш Бог, на втором - мы сами, как одно, потом наш сын с его будущей женой, если они будут повенчаны Господом, потом их дети и его дети от бывшей жены (наши настоящие и будущие внуки), потом… друзья, которых хотя и немного, но их очень трудно расставить по ступенькам нашей зависимости от них, ибо за время жизни наша зависимость от них изменялась, то один был вроде ближе нежели иные ближние, то другой…))) От друзей этих - вечная путаница путанная путает моё неокрепшее сознание)))
А что значит и как определить - мой Бог простил меня за мой конкретный грех или нет? Как установить - я сам себя за что-то простил или нет? Если не помиловал, а наказал, но жить оставил, то простил? Среди людей принято считать так, мол, если попросил прощения, то тебя простили, если ты чувствуешь, что отношение к тебе не изменилось. Не стало хуже. Если вам вместе – хорошо, то простил. Значит – мой Бог меня, по моему мнению, простил… Я так хорошо сам про себя и про моего Бога думаю.)))
Проще ли мне любить тех, кто любит меня по моему мнению? Тот, кто прощает мне мои слова и поступки, про которые я сам считаю, что я тем самым сделал зло тому, кто меня простил? Я его за это полюблю или буду любить?
Человека, который оказал мне милость (спас мне жизнь, или вылечил, или помог в беде...) я буду любить? Есть такие люди в моей жизни?
Да, наверное, есть: или я просто не знаю про их корыстный интерес?
Кто они?
Сосед Геворг с женой Миленой, помог с местом на кладбище для тёщи.
Владимир с женой Светланой пригласил к сотрудничеству в тяжёлые времена.
Михаил с женой Татьяной, Виталий с женой Валентиной, Рамиль с женой Расимой, Сергей, Никита помогли Ивану.
Виктор с женой Еленой помогли нам и Ивану.
Евгений помог нам в трудную пору нашей жизни.
Мне представляется, что у них корыстного интереса не было.
Кому реально помог я? Что характерно, желанию помогать было всегда.
Джаваду, Валентину, Андрею, Борису, Фёдору, Юрию, Виталию, Антону... В общем - не богато у меня получилось на добрые дела...
Сейчас для нас ближние по интенсивности общения: Владимир и Светлана, Виктор и Елена, Юрий, Сергей, Андрей, Галия, Евгений, Амир, Рита, Люба, Илья, Татьяна, Татьяна, Надежда, Леонид... В общем получается, что я ближний тем, кому я сделал хорошо и кому приятно со мной общаться, кому я нужен, а мне ближние те, кто мне сделал хорошо, с кем мне приятно общаться, кто мне нужен. Это - круг моих друзей. Это проверенный круг многими годами обретения взаимопонимания, оказания взаимопомощи и общения.
Мои родственники по крови, если меня брать в рассмотрение отдельно от жены, все отдалились на разные расстояния... Они к моим ближним перестали относиться... Нет и не было взаимопонимания. Не знаю точно почему и зачем так оказалось. То ли я виноват, то ли моему Богу было так угодно.
Христос приводит пример оказания помощи нуждающемуся незнакомому человеку, который находится в настолько беспомощном состоянии, что и попросить об оказании помощи не может, как душевный порыв того, кто в состоянии её оказать. Он оказал помощь и пошёл дальше по своим делам. Не рассчитывая на благодарность...
Священник и левит прошли мимо, не оказав никакой помощи. Знание Священного Писания, служение Богу в храмах и принадлежность к как бы избранным Богом людям, ни доброты, ни милосердия, ни святости или иного совершенства не прибавляет. Язычник Самарянин напротив оказался Богу угодным человеком. Поступал ли я как священник и левит? - Нет. Не было такого. Был ли в моей жизни случай оказания помощи беззащитному, истекающему кровью? - Нет, прямо такого случая не было. Заступаться за слабых приходилось, но они не были едва живы. Дело, возможно, не в этом. Помогать нужно оказавшимся в настоящей нужде, в действительной беде.
Минимум - полезно для духовного, душевного и физическкого здоровья - не наживать себе врагов.
Максимум - хорошо обретать друзей, помогая незнакомым и превращая врагов в друзей - это единственно верный способ любить врагов... Врага, истекающего кровью, если он не хочет превратиться в твоего друга, нужно не любить, а убить, добить, потому что в этой ситуации нужно прежде всего любить себя, а потом уже всех остальных...
Были ли в моей жизни случаи похожие на рассказ Христа? Чтобы мне помог незнакомый человек. Да были, и я этих людей потом больше не видел в своей жизни. Как же они мне ближние, если я их не знаю? Но я знаю, что такие люди были в моей жизни.
В Ветхом и в Новом завете под ближними мне понимаются люди, с которыми я имею возможность общаться, совершать какие-то действия от которых им будет хорошо или плохо. Все люди, с которыми я имел общение за всю жизнь. Любил ли я их всех как самого себя? Нет, конечно. Но тем, кто просил о помощи, я старался помочь, исключая попрошаек явно не соответствующих по виду и поведению моим представлениям о нищих людях или о людях попавших в беду. Я и сейчас после довольно приличного изучения Священного Писания не люблю своих ближних как самого себя. Из числа ближних исключаю жену, ибо мы с ней, по слову моего Бога - один человек. Но я не отношусь к остальным своим ближним не то, что как к себе, но и как к своему сыну. К его жене, когда она была его женой, я относился почти как к нему... Без брешешь - старался. А когда они развелись, моё отношение к ней стало никаким. Она - мать моих внучек, но этого, как оказалось, мало... Вот когда она была женой сына, она имела в моей душе свое значительное место, а когда утратила статус жены и место пропало. Интересно, человек остался жить, а места для него внутри меня не осталось. И к внучкам отношусь исключительно через сына, я понимаю, что если бы внучки не были бы дочерьми моего сына, то я бы к ним не относился также хорошо... За их человеческие личностные качества я бы не относился к ним так, как отношусь. Получается статус много значит. Это мне для самого себя пока удивительно.
Помощь, которая оказывается в ней нуждающемуся, хороша, когда исходит от имеющего возможность её оказать от избытка имения. Вот, что сказано в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова: «Не благоволит Всевышний к приношениям нечестивых и множеством жертв не умилостивляется о грехах их. Что заколающий на жертву сына пред отцем его, то приносящий жертву из имения бедных». Жертва себе во вред не поощряется Богом. Не хорошо себя любить меньше ближнего. Вот эта гармония соблюдения меры любви к своему Богу, к самому себе и к своему ближнему может обретаться многими трудами Богопознания и применения познанного. Самоистязания и самопожертвования не поощряются. Все эти подвиги самоограничения, самоуничижения, самобичевания Всевышнему зачем? Про исповедование Бога перед человеками, признание Его Творцом - другое дело.
«Того, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими. И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святого Духа, тому не простится», (Лк.12:8-10).
Петр отвергся от Иисуса трижды, а Он не отверг его? Почему?
Случай с прощением Симона Ионина говорит как бы о том, что отрекайся, хоть заотрекайся всё равно Христос всё простит и поручит овец своих пасти !? Или такое всепрощение только для своих друзей !?
Причём Иисус Симона трижды спрашивал об одном (любит ли он Его как своего Бога?), а он отвечал Ему о другом, что он Его любит, как друга. Это разные виды любви и разные слова для этих видов употреблены в Евангелии от Иоанна на греческом языке. Пётр, когда был для Иисуса Петром, а не Симоном, всё равно хотел от Иисуса одного, быть ему наипервейшим другом, равным Ему.
Чтобы быть или стать ближним для тех, чьим отношением к нам мы дорожим, нужно иметь возможность помочь им при возникновении у них нужды. И они должны знать, что мы можем. Ничего не могущие никому не нужны. Они никому не ближние, их никто не любит, как девушки не любят Паниковского...)))
Много грешившие из тех кому много прощено любят простившего больше... Но если простивший более им не нужен, ибо он утратил былые возможности, будут ли они его любить? Петру показалось со страху, что Иисус утратил свои возможности, он Его тут же и предал три раза кряду...
Как-то всё очень рационально и предельно прагматично получается в отношениях с Богом и с людьми... Богатого возможностями разными и доброго любят все к кому он добр... Любят того у кого просят, пока верят и надеются, что он даст... Христос и говорит, что Бог может дать всё, что ни попросишь с верой...
Все отношения просто и понятно выстроены без церковничьих выдуманных абсолютов, которых нет и не может быть в мире. Нет ни всеобъемлющей чисто духовной любви, нет всепрощения, нет ничего абсолютного: ни твердого, ни воздушного, ни чистого, ни грязного, ни добра отдельного или отделённого от зла... Есть Творец, и вот как Он сотворил, так и хорошо. И этого достаточно для познания Бога и сотворённого Им мира.