Найти тему
РЖД Цифровой

В РЖД создали цифрового двойника для опорного хозяйства

Применение цифровых технологий в сфере строительства и эксплуатации транспортной инфраструктуры выходит на новый уровень: с помощью современных ИТ-решений можно провести диагностику инженерных сооружений и выявить возможные дефекты. Например, В РЖД с этой целью создана информационно-диагностическая системы «АРКУС». По сути, она является «цифровым двойником» для опорного хозяйства компании, позволяя повысить качество и своевременность ремонта конструкций контактной сети – фундаментов, стоек опор, ригелей жестких поперечин, анкеров.

fusionbrain.ai
fusionbrain.ai

Разработкой информационно-диагностической системы эксплуатации опор контактной сети «АРКУС» занимается Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (АО «ВНИИЖТ»). Благодаря этому решению планируется исключить влияние человеческого фактора на процесс получения информации о техническом состоянии опор контактной сети, а также повысить качество и своевременность ремонта таких конструкций.

Работа в системе будет выстроена следующим образом: электромеханик, обследовав конкретные опорные и поддерживающие конструкции, внесет информацию об их состоянии в общую базу опорного хозяйства с помощью планшета. Достоверность данным автоматически проверится (для этого используется GPS-фиксация местоположения работника). После ввода данных система присвоит

каждой опоре цветовую индикацию (зеленый цвет говорит о том, что конструкция в норме, желтый – дефектная конструкция, красный – остродефектная конструкция). Это все отобразится на специальной карте. Далее с полученной информацией будут работать ответственные службы и сотрудники, принимая нужные меры (в том числе по планированию сроков реконструкции и обновления опор, дистанционному назначению необходимых работ).

Прототип системы и ее отдельные элементы уже прошли опытную апробацию на экспериментальном кольце ВНИИЖТ в Щербинке. В дальнейшем планируется протестировать ее на конкретном полигоне.

Как отмечают разработчики, «АРКУС» - полностью отечественный программный комплекс, при его создании не использовались зарубежные компоненты. Таким образом инновационную разработку можно будет адаптировать для нужд компаний других отраслей.

Дорожный мониторинг

Системы мониторинга инженерных конструкций используют и компании сферы дорожного хозяйства. Например, соответствующие решения прорабатывает ОАО «Институт Гипростроймост». В компании создана система мониторинга мостов, основанная на использовании электромагнитных датчиков для бесконтактного измерения усилий в вантовых подвесах. Преимущества электромагнитного импульсного датчика усилий в металлических стержневых элементах: бесконтактное измерение, повышенный срок службы, возможность установки на смонтированную конструкцию.

fusionbrain.ai
fusionbrain.ai

Непрерывным цифровым мониторингом состояния мостовых сооружений занимается и ООО «ОКБ Бурстройпроект». Разработанная ИТ-система состоит из специальных датчиков, которые показывают уровень воды и вибраций, температуру и угол наклона несущей опоры. Также в онлайн-режиме можно следить за состоянием поверхности дороги, а также узнать информацию о прогибе моста и напряжении его изгиба.

Состояние объектов дорожной инфраструктуры и прилегающих территорий отслеживает автономный мобильный комплекс нейросетевого наблюдения, используемый ООО «Софтлоджик Рус». Система способна выявлять повреждение асфальтобетонного покрытия, стертую дорожную разметку, неудовлетворительное содержание дорожных знаков и информационных указателей, разрушение бардюрных камней, содержание дороги в зимний период и многое другое. Все данные поступают в базу для аналитики для оперативного принятия решений.