В предыдущей статье уже подробно рассказывал, что тайцзицюань как стиль китайского традиционного боевого искусства постепенно стал популярен лишь в период Китайской Республики. Именно тогда он и получил беспрецедентное развитие, сопровождаемое следующими сопутствующими явлениями:
- появилось множество теоретических работ по тайцзицюань;
- по всей стране открывались различные организации, продвигавшие и популяризировавшие тайцзицюань;
- возникло большое разнообразие школ этого стиля;
- многие стали известны по стране именно как практики тайцзицюань.
Неудивительно, что говорили
Эта эпоха - Золотой век тайцзицюань.
И такое распространение было бы невозможно без мощной правительственной поддержки тайцзицюань на всех уровнях государственной лестницы, от Сунь Ятсена и Чай Кайши до рядовых клерков.
Но порой реклама принимала довольно причудливые формы. Особенно если вспомнить, что идеологию "оздоровления нации" как основу распространения реформированных китайских боевых искусств через образовательную систему Китайской республики.
Вот вам техники тайцзицюань, напечатанные на сигаретных коробках в период Китайской Республики, живите теперь с этим!
Надо заметить, что это было вполне распространенное явление для Китая той поры - точно также публикуются и отсылки на популярные литературные произведения, ибо курили тогда практически все...
Очень часто для приманки на пачках сигарет использовались, конечно же, романы в жанре у-ся. Они тоже были неотделимой частью всеобщей пропаганды национальных искусств в годы Китайской республики. Напомню, что в те годы термин, означавший боевые искусства в годы империи Цин, был специально заменен на национальные искусства - гошу (国术).
Вот такие интересные моменты реформирования традиционных китайских боевых искусств мы можем наблюдать после империи Цин. И это дает некоторое представление о том, насколько сложным и многогранным было то явление.
Дм. Моисеев, СПб