Найти тему
Секреты Старого Китая

Занятные моменты пропаганды боевых искусств в годы Китайской республики.

В предыдущей статье уже подробно рассказывал, что тайцзицюань как стиль китайского традиционного боевого искусства постепенно стал популярен лишь в период Китайской Республики. Именно тогда он и получил беспрецедентное развитие, сопровождаемое следующими сопутствующими явлениями:

  • появилось множество теоретических работ по тайцзицюань;
  • по всей стране открывались различные организации, продвигавшие и популяризировавшие тайцзицюань;
  • возникло большое разнообразие школ этого стиля;
  • многие стали известны по стране именно как практики тайцзицюань.

Неудивительно, что говорили

Эта эпоха - Золотой век тайцзицюань.

И такое распространение было бы невозможно без мощной правительственной поддержки тайцзицюань на всех уровнях государственной лестницы, от Сунь Ятсена и Чай Кайши до рядовых клерков.

Но порой реклама принимала довольно причудливые формы. Особенно если вспомнить, что идеологию "оздоровления нации" как основу распространения реформированных китайских боевых искусств через образовательную систему Китайской республики.

Вот вам техники тайцзицюань, напечатанные на сигаретных коробках в период Китайской Республики, живите теперь с этим!

"Собери всю серию - выучи таолу!" :)
"Собери всю серию - выучи таолу!" :)
-3
Описание с обратной стороны коробок.
Описание с обратной стороны коробок.

Надо заметить, что это было вполне распространенное явление для Китая той поры - точно также публикуются и отсылки на популярные литературные произведения, ибо курили тогда практически все...

Очень часто для приманки на пачках сигарет использовались, конечно же, романы в жанре у-ся. Они тоже были неотделимой частью всеобщей пропаганды национальных искусств в годы Китайской республики. Напомню, что в те годы термин, означавший боевые искусства в годы империи Цин, был специально заменен на национальные искусства - гошу (国术).

Сигаретная коробка с эпизодом романа «Семь мечей и тринадцать героев» (七剑十三侠 qī jiàn shísān xiá). В предисловии Цзян Вэньпу напишет - это "великолепный сборник историй о фехтовальщиках и странствующих рыцарях, жемчужина беллетристики". В предисловии к первому тому он также говорит: "Я знаю, что как только эта книга выйдет в свет, она разлетится, как горячие пирожки". Так и случилось: после публикации книга "получила широкую известность по всей стране, почти в каждом доме был ее экземпляр" (из предисловия ко второму тому). Действие романа происходит во времена правления императора У-цзуна (武宗) династии Мин, который правил с 1425 по 1435 год. Герои романа, движимые благородством и обладающие выдающимися боевыми навыками, грабят богатых и помогают бедным, борются с несправедливостью и злом. В общем, после выхода в 1896 году этого романа "о фехтовальщиках, бессмертных и рыцарях с беспрецедентным мужеством и отвагой, которые словно летали над карнизами и ходили по стенам", один за другим появлялись продолжения и подражания, что в период позднего Цин и ранней Китайской Республики сформировало практически новый поджанр романов о боевых искусствах. Эти романы, пронизанные как традиционным духом благородства и борьбы со злом, так и сценами поединков на мечах, не только повлияли своим "захватывающим стилем, от которого мурашки бегут по коже" (из предисловия к первому тому) на творчество современников, но и оказали непосредственное влияние на так называемые «новые романы жанра у-ся», появившиеся в 1950-е годы.
Сигаретная коробка с эпизодом романа «Семь мечей и тринадцать героев» (七剑十三侠 qī jiàn shísān xiá). В предисловии Цзян Вэньпу напишет - это "великолепный сборник историй о фехтовальщиках и странствующих рыцарях, жемчужина беллетристики". В предисловии к первому тому он также говорит: "Я знаю, что как только эта книга выйдет в свет, она разлетится, как горячие пирожки". Так и случилось: после публикации книга "получила широкую известность по всей стране, почти в каждом доме был ее экземпляр" (из предисловия ко второму тому). Действие романа происходит во времена правления императора У-цзуна (武宗) династии Мин, который правил с 1425 по 1435 год. Герои романа, движимые благородством и обладающие выдающимися боевыми навыками, грабят богатых и помогают бедным, борются с несправедливостью и злом. В общем, после выхода в 1896 году этого романа "о фехтовальщиках, бессмертных и рыцарях с беспрецедентным мужеством и отвагой, которые словно летали над карнизами и ходили по стенам", один за другим появлялись продолжения и подражания, что в период позднего Цин и ранней Китайской Республики сформировало практически новый поджанр романов о боевых искусствах. Эти романы, пронизанные как традиционным духом благородства и борьбы со злом, так и сценами поединков на мечах, не только повлияли своим "захватывающим стилем, от которого мурашки бегут по коже" (из предисловия к первому тому) на творчество современников, но и оказали непосредственное влияние на так называемые «новые романы жанра у-ся», появившиеся в 1950-е годы.

Вот такие интересные моменты реформирования традиционных китайских боевых искусств мы можем наблюдать после империи Цин. И это дает некоторое представление о том, насколько сложным и многогранным было то явление.

Дм. Моисеев, СПб