Статистика по театрам, в которых я побывал
С небольшим опозданием открываю свой третий московский театральный сезон, а стало быть, пора подвести итоги ушедшего сезона.
Во втором московском театральном сезоне я побывал в 13 театрах на 33 спектаклях.
Ниже я привёл полный список с указанием количества посещений:
"Театр на Малой Ордынке" - 10
"Театр у Никитских ворот" - 7
"Коляда-театр" - 4
"Сфера" - 2
"Театр Романа Виктюка" - 2
"Театр им. Пушкина" - 1
"Театр Вахтангова" - 1
"Ленком" - 1
"МХТ им. Чехова" - 1
"Театр им. Маяковского" - 1
"Московский детский музыкально-драматический театр" - 1
"Театр "Ante" - 1
"Театр им. Моссовета" - 1
Если сравнить с прошлым сезоном, то количество посещённых театров осталось прежним 13, а вот количество просмотренных постановок увеличилось на 10.
Всего же за два первых московских сезона я посетил 22 театра и 56 спектаклей.
Во втором сезоне я написал 20 рецензий с глубоким анализом, сопровождаемым, как говорил Н.Гоголь, "наставлениями и поучениями для юношества". Всего же в моём активе уже 36 подробных, развёрнутых рецензий в духе В.Белинского. И, в принципе, учитывая, что объём каждой из них в среднем 2500 слов, можно издавать книгу, которая будет иметь около 550 страниц, если вообще без иллюстраций, с иллюстрациями же получится двухтомник.
Увы, но так сошлись звёзды, что из моего рейтинга полностью исчез безусловный и абсолютный лидер прошлого сезона "Et Cetera" любимого мною Калягина; в почившем сезоне я не был в нём ни разу.
Зато я посетил 8 новых театров и очень прочно закрепился в полюбившихся, о чём красноречиво говорит вышеприведённая статистика "Театра на Малой Ордынке" (бывший "Театр Луны") и "Театра у Никитских ворот". Уже уверенно могу сказать, что два этих храма Мельпомены - мои любимые в Москве.
Так же в этом году я сделал ещё несколько приятных открытий. Неожиданно и весьма феерично в мою театральную жизнь ворвался совершенно уникальный, ни на что не похожий "Коляда-театр", который гастролировал в Москве в январе, и на спектакли которого в "Театральный центр на Страстном" я ходил четырежды (о чём напишу чуть ниже).
Так же большим и приятным открытием стали для меня театры "Сфера" и "Театр имени Романа Виктюка" (летом, уже после моих посещений, переименованный в "Сцену Мельников"); в обоих театрах я побывал дважды.
Теперь непосредственно о спектаклях. И будем двигаться от плохого к хорошему.
Моя персональная премия "Золотая малина"
1. В антирейтинге просмотренных спектаклей лидируют "Три сестры" А.Чехова в современном переосмыслении Константина Богомолова в "МХТ им. Чехова". Но не потому, что режиссёр "извратил" классику, как говорят в таких случаях, я-то как раз двумя руками за извращение и переосмысление чего-либо, пусть всего будет много. Мне не понравилась игра актёров. Всё было хорошо: сценография, музыка, видеопроекции, игра со светом. Но вот актеры как-то нарочито уныло, монотонно и без эмоций читали текст. Как будто они все с тяжёлого похмелья. Я понимаю, что таким образом режиссёр пытался наглядно показать безысходную провинциальную унылость. И эта унылость мне - бывшему провинциалу - хорошо знакома. Но... такой спектакль прокатит только если у режиссёра громкое имя. Поставь его Вася Пупкин после антракта безжизненность зала была бы не менее уныла, чем безжизненность на сцене.
2. Вторым лидером моего антирейтинга стала постановка "История лошади" по повести Л.Толстого "Холстомер" в "Театре у Никитских ворот". Я давно хотел на неё сходить, ибо много читал, что это культовый мюзикл Марка Розовского и что живёт на сцене с 1975 года и был показан даже на Бродвее. Но... тут включается механизм моего личного восприятия - я не люблю произведения о старости. Иван Бунин говорил: "Я не то, чтобы боюсь смерти, она мне отвратительна". Перефразируя его, тоже самое могу сказать о старости: "Я не то, чтобы боюсь старости, она мне отвратительна". И, представьте себе: на сцене идёт душераздирающий спектакль о старости и рядом с вами вокруг сидят бабушки со страусиными веерами, которым, может быть, посчастливилось бывать любовницами С.Есенина или В.Брюсова. И на бабушках этих тоскливо позвякивают почерневшие фамильные украшения XIX века. При этом сам спектакль безупречен и игра моих любимых актёров бесподобна. Но я - жизнелюбивый - чувствовал себя в склепе заживо погребённым. Что за страсть в русском человеке так драматизировать старость и смерть? Как говорится, итак хреново, так нет жеш - мы ещё насильно себя вгоним в депрессию. В этом же сезоне я смотрел "Любовь по Маркесу" в "Театре имени Маяковского" и там 90-летний сластолюбец Габито совокуплялся с молодыми женщинами. На этом детище Е.Перегудова некоторые актрисы полностью голые по сцене ходили. Вот, как я представляю себе нормальную старость.
Но, старость по версии Л.Толстого да ещё и интерпретации М.Розовского - не моё. Отсюда и антирейтинг у "Лошади".
3. Ну, и на третьем месте антирейтинга у нас постановка "Говори со мной" по одноактным пьесам любимого Теннесси Уильямса "Пятёрка теннисистам" в "Театре им. Вахтангова". К ней те же замечания, которые были к "Трём сёстрам" К.Богомолова. При неплохой сценографии и режиссуре, ужасная игра актёров. Больше скажу - на этой постановке я видел худшую игру актёров вообще. Хуже может быть только в отечественных сериалах на телеканале "Россия". И это было жутким разочарованием, так как Теннесcи Уильямс - мой любимый драматург и я всегда с особым трепетом и предвкушением иду на постановки по его произведениям.
Этими ремарками и ограничусь. Развёрнутых критических разборов плохих спектаклей я не пишу по двум причинам: 1. Я не хочу обидеть режиссёров и артистов (не получилось сейчас, получится в другой раз, все мы ошибаемся). 2. Не хочу делать рекламу неудачным работам (хотя сейчас-таки сделал её). Моё правило - подробно и развёрнуто писать только о хороших спектаклях.
К хорошим и переходим. По каждой написана отдельная рецензия, сейчас же просто обобщим.
Мой персональный рейтинг лучших спектаклей
1. Ушедший сезон был шедр на открытия. И лучшим из лучших, идеально гармонирующим с моим внутренним миром, вкусами, эстетическими предпочтениями оказался мюзикл "Пляшущие человечки" по одноимённому рассказу А.Конан Дойла в "Театре у Никитских ворот". Этот спектакль открыл мой прошлый театральный сезон и ошеломил до такой степени, что теперь хожу на него при первом удобном случае. Побывал на нём уже шесть раз. Это безусловный лидер моего рейтинга.
2. Вторым ошеломительным открытием стал не столько какой-то один спектакль, сколько "Коляда-театр" в целом. Живёт сие чудо в г. Екатеринбурге, управляется неповторимым в своём роде режиссёром Николаем Колядой, которого с недавних пор безумно люблю. За тот месяц, который театр был на гастролях в Москве, я посмотрел четыре постановки. Все по пьесам Теннесси Уильямса. Они все мне безумно понравились. И мне трудно сейчас для рейтинга выделить одну их них. Ну, пусть, абсолютно рандомно, это будет "Стеклянный зверинец".
3. Третье место занимает постановка Владимира Бельдияна "Дорога перемен" по одноимённой книге Р.Йейтса в "Театре им. Пушкина". Я посмотрел её полгода назад, но до сих пор под впечатлением. По эмоциональности и надрыву эта драма сопоставима с "Трамваем желания" Т. Уильямса. Я не могу отделаться от воспоминаний, от переживаний. Они преследуют меня. И единственный способ справиться с ними - пойти на эту постановку и испытать катарсис ещё раз. Что я и сделаю уже через несколько дней 28 сентября.
Этот рейтинг можно было бы продолжить, потому что все просмотренные спектакли я стараюсь осмыслить, присвоить им какое-то призовое место. Но ограничимся стандартным трёхместным пьедесталом. Просто отмечу спектакли "Эдит Пиаф: Гимн любви" в "Театре на М.Ордынке", который я открыл для себя ещё в прошлом сезоне и на котором был в этом сезоне дважды; "Мурли" и "Почему спешат часы" с Еленой Еловой в "Сфере"; "Баба шанель" Н. Коляды в постановке Натали Когут в "Театре на М.Ордынке"; необычные и временами сюрреалистичные спектакли "Царь-девица" и "Баня" в "Театре Романа Виктюка". Обо всех я написал довольно подробно. Некоторые, о которых не упомянул сейчас, но написал ранее, просто не вошли в строго регламентированный формат этой статьи. В целом же сезон был отличный и разочарований было намного меньше, чем ярких и запоминающихся открытий.
Каким будет мой очередной московский театральный сезон покажет время.
P.S. Для представителей театров напомню, что я всегда готов к сотрудничеству и всегда рад этому. Бесплатно напишу развёрнутую рецензию о постановках ваших театров в обмен на пригласительный билет (иногда два билета). Связь со мной в личку ВК: https://vk.com/shamanovmoscow