Найти тему

Дневник Анны Франк

Идея прочитать знаменитое «Убежище» Анны Франк пришла ко мне после того, как послушала оперу ( моя изысканная мотивация). Раньше жила с набором каких-то общих знаний об этом дневнике, но почему-то никогда с ним не соприкасалась, хотя история эта была на слуху даже в позднесоветское время. Но отчего-то было впечатление, что это я неким исключением не читала его, а все, наверное, читали.

Даже сейчас, когда я взялась за книгу, спросила подруг-ровесниц, читали ли они Анну Франк. Некоторые ответили, что да, тяжелые впечатления, перечитывать бы не хотели. Другие ответили, что не читали, но, мол в курсе примерно, что это и какой смысл.

Однако когда я принялась за книгу, то мне показалось, что инфополе о ней слабо пересекается с содержанием. Чем дальше я двигалась по сюжету, тем больше удивлялась.

Да, это - антивоенная книга, да, семья Франк – евреи, да, им пришлось существовать в очень сложных условиях, да, жизнь в убежище закончилась одним днем, но концлагерь, болезни, смерти, ужасы – все это случилось потом, когда убежище перестало таковым быть.

Словно бы у многих в головах такой пост-док, известный уже из редких фактических свидетельств, а не то, что в книге.

Со мной случился диссонанс во время чтения: никак не могла представить эту книгу доступной и рекомендованной для чтения в СССР, в руках обычного советского подростка. Слишком много таких моментов, которые ну никак не сочетаются с советской идеологией. Пыталась поискать информацию, возможно ее издавали не полной версией или еще что-то подобное – находится лишь информация, что в целом, в мире этот дневник изначально вышел в сокращенной версии, его цензурировали и потом его многократно дополняли.

Немало, оказывается, вокруг дневника Анны конспирологических теорий, углубляться не буду, если станет интересно, возможно и кто-то из вас все это сам посмотрит.

Для меня это в первую очередь - опус, написанный очень жизнелюбивым, дисциплинированным, мудрым не по годам человеком. Поражаешься, как рассуждает Анна, как реагирует на те или иные события в семье, во внешнем мире, на изменения в себе самой. Да и по стилю и слогу выглядит куда лучше огромного количества литературного мусора наших дней.

Даже не верится, что девочке 13-14-15 лет. Хотя движение по этой небольшой шкале времени чувствуется, понимаешь, что она взрослеет. Но уже в точке отсчета - в начале дневника Анна Франк очень одаренная, развитая, склонная к анализу своих эмоций и поступков.

Во-вторых это книга о жизни в изоляции. Мы все пережили карантин – как многое похоже по ощущениям на то, что описывает Анна. Невозможность попасть во внешний мир, ограниченность общения, вынужденное бездействие, обретение новых привычек и навыков. Очень талантливо даются психологичнские портреты всех, с кем Анне приходилось делить свое убежище: динамика взаимоотношений, ссоры, примирения, зацикленность на чем-то, обретение аскезы в тех или иных сферах, поиски новых радостей, необходимость самообразования, поддержания интеллектуальной деятельности, рождение любви.

-2

Война и оккупация воспринимаются как пульсирующая тупая боль, которую можно и нужно перетерпеть, пережить, мысли о которой могут свести обитателей убежища с ума – и оттого считается вполне приемлемым их от себя гнать. Небольшие искры надежды, даруемые сводками на европейских радиостанциях, которые удается послушать семье Франк и другим обитателям секретного сектора здания, где расположено предприятие Отто Франка и парализующий страх каждый раз, когда в доме слышны посторонние шаги или в небе раздается гудение самолетов.

Пока искала информацию о книге в СССР, нашла, что «Дневник» в определенное время порицался за то, что герои повествования «бездействовали и не включались в борьбу».

Анна Франк – один из ослепительно ярких примеров жизнелюбия. И самое страшное случается не на страницах книги, а в голове читателя. Понимаешь, что всем надеждам, стремленям,чаяниям, о которых она пишет, не суждено сбыться. Был огонек - и погас. Наверное поэтому у читавших и остается впечатление ужаса.

Да, на страницах дневника она рассуждает о войне, о несправедливости, о страданиях своего народа – и все это тоже удивляет абсолютно взрослым подходом.

Но в целом в «Убежище» основной объем описания посвящен бытованию, очень разным по заряду эмоциям и мыслям - от восторга до ненависти, наблюдению за окружающими.

Почему не представляю эту книгу в руках советских людей?

Франк - предприниматель, семья и все окружающие жили в капиталистическом мире, у них были деньги, они смогли обеспечить себе и запас продовольствия, и достать какие-то необходимые для жизни вещи на черном рынке даже в условиях оккупации и строгой секретности проживания. Им сложновато жить в условиях коммунальной квартиры, в то время как миллионы советских людей и не представляли иной жизни. Анна скучает по каким-то вещам из мирного времени, которых в нашей стране не было не то, что во время войны, а вообще. Девочка интересуется вопросами зарождающейся сексуальности, темой отношений – об этом она пишет просто и честно, правда, пара моментов в книге меня немного напрягли ( см. конспирологические теории о редакторах, решивших подогреть интерес к дневнику для массовости тиражей).

Кстати, когда Анна влюбляется в Петера, сына ван Даанов, соседей по обитанию, я бы сказала, ее дневник становится похожим на дневники миллионов других девочек. Гораздо индивидуальнее воспринимаются те моменты повествования, в которых описаны быт и нравы.

В целом, конечно, уникальный документ этот дневник. О многом заставляет задуматься. Однозначно рекомендую всем, кто еще не читал.