Духовно любить ближнего значит видеть оком Веры, что он не принадлежит себе, а он Божий и находится под промыслом Его. И осудить человека - это значит усомниться в промысле Бога, оскорбить Его высшее творение (но! поведение человека может и должно подвергаться рассуждению и справедливому осуждению. Поведение, а не сам человек).
Духовно любить ближнего означает всей душой желать ему стать причастником тела Христова, войти в блаженную вечность победителем над тьмой безбожного неведения и сыном Бога по благодати.
Духовно любить ближнего значит сокрушаться и ужасаться, видя как он надругается над Даром, ему врученным; видя как он, впитав в себя лукавую ложь о своей полной отделенности от Бога, извращает свое естество до скотских и бесовских состояний.
Духовно любить ближнего значит радоваться всем сердцем при встрече с преуспевшим духоносным человеком; чувствовать дух Христов, в нем тихо пребывающий и содрогаться от осознаний "Это все правда! Бог есть! Он с нами! Он действует в нас!"
Духовно любить ближнего значит понимать, что он для Бога, а не для удовлетворения моих потребностей телесных и эмоциональных. Ребенок - это не костыль для моего больного самолюбия, а "возлюбленный Божий и призванный святый". Мне его доверили на время, чтобы воспитать и передать истинному и первому Отцу всех. Иначе:
..развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности (родителей) к житейскому: обращая внимание только на это одно и ничего не желая считать выше этого, они необходимо уже не радят о детях с их душою. О таких отцах я сказал бы (и никто пусть не приписывает этих слов гневу), что они хуже даже детоубийц. Те отделяют тело от души, а эти то и другую вместе ввергают в огонь гееннский; той смерти подвергнутся неизбежно по естественной необходимости, а этой можно было бы и избежать, если бы не довела до нее беспечность отцов. (Иоанн Златоуст "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни")
Любить ближнего как самого себя - это добродетель, которая нужна мне, а не ему. Я люблю его ради Христа и ради бессмертия своей души. Такая любовь обогащает меня и делает подобным Христу. Отцы говорят:
В ближнем и спасение и смерть.
Таким образом наличие в сердце искренней духовной любви к людям свидетельствует о правильном вероисповедании! Нет любви - значит нет веры во Христа - значит нет спасения. Это как маркер, по которому совесть определяет высоту своей Веры.
Отсюда можно определить неверные душевные понимания любви к ближнему.
1) Родственная привязанность. Здесь сломаны тысячи копий в спорах о 5-й заповеди. Первый момент - в заповеди речь идет о верующих людях. Если семья или родители не имеют Веры, то как можно апеллировать этой заповедью?! Второй момент - заповеди даны для людей ветхого завета. А вот что говорит Христос, назидая Новый Завет:
Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф.10:34-38).
Звучит бессердечно для человека душевного. Но в том то и дело, что духовная любовь очень отличается от душевных страстных видов привязанности.
Третий момент - привязанность к родителям однозначно отвергается у святых отцов. Иоанн Лествечник о бесстрастной ненависти к родственникам говорит так:
Мы удаляемся от близких наших, или от мест, не по ненависти к ним (да не будет сего), но избегая вреда, который можем от них получить. Как во всех благих делах, так и в сем, учителем нашим есть Сам Христос; ибо видим, что и он многократно оставлял родителей по плоти, и когда некоторые сказали; «мати Твоя и братия Твоя ищут Тебе» (Мк. 3:32), благий наш Господь и Учитель тотчас показал бесстрастную ненависть к ним, сказавши: «мати Моя и братия Моя суть творящие волю Отца Моего, Иже есть на небесех» (Мф.12:49).
2) Романтическая любовь. Несмотря на чрезмерное восхищение поэтами эпохи возрождения, длящееся по сей день, чувства эти имеют гормональную природу и проходят спустя несколько лет. Наверное, нет человека на Земле, кто бы через это не прошел и опытно убедился. Удивительно наблюдать рядом с собой какого-то странного мужика (женщину), когда вдруг розовая пелена влюбленности сходит с глаз. И тут либо новый этап строительства дружбы на основе договоренности, либо расход. Есть ли здесь любовь к ближнему? Скорее совместный быт. Это не плохо, но это далеко от Евангельской любви.
3) Дружба. Как правило, дружба держится на чем-то общем - событии, хобби, страсти, привычке. Когда это общее исчезает, то и дружба сходит на нет. Поэтому любовь здесь звучит так "я его люблю, потому что он мне подходит или он похож на меня". Отношения здесь держатся на взаимоподдержке. Без друзей жить навряд ли возможно, но и эта форма любви не есть Евангельская.
4) Похоть. Тут, я думаю, без комментариев. Человек, низведший любовь до совокупления, достоин только сострадания.