В современных условиях работы хирурга на селе постоянно приходится сталкиваться с вопросами о знахарстве вообще и о знахарстве в области самых разнообразных хирургических, в широком смысле этого слова, заболеваниях-в частности.
Прежде всего необходимо отметить обычное явление, что если у крестьянина мы имеем серьезный хирургический случай, будет ли то остеомиэлит, грыжа, ТВС суставов, аппендицит и пр., то он прежде, чем попасть в больницу, обычно побывает уже у всех местных знахарей и испытает самые разнообразные способы лечения и, только убедившись в бесцельности такого «лечения», обращается за помощью в леч-учреждения. Размеры этого явления в народных массах значительно шире, чем я мог предполагать вначале работы на селе, и только в дальнейшем я убедился в столь широком распространении знахарства в области хирургических заболеваний.
Это поразительное явление, с которым на каждом шагу приходится встречаться, заставило меня внимательнее отнестись к этому вопросу и заняться его изучением, во-первых, с точки зрения изучения знахарства, как общественного явления; во-вторых, с точки зрения изучения методов «народной хирургии» и, в-третьих, со стороны влияния разнообразных знахарских способов, как этиологических моментов, на происхождение некоторых хирургических заболеваний.
О знахарстве вообще имеется обширная литература, в которой авторы Анненков, Ковнер, Флоринский, Горницкий и др. касаются, главным образом, траволечения; только Кондратовский, Рейн и, преимущественно, Демич посвящают несколько работ вопросам лечения знахарями отдельных групп заболеваний, а также акушерству у русского народа; капитальные работы Демича представляют собой ценные «этюды»; в последнее время Волков хорошо осветил вопрос о знахарях-костоправах. Я же в своей работе попытался подойти к изучению вопроса с различных точек зрения, остановившись на вопросе о знахарстве в области хирургических заболеваний и отчасти в смежной области - в акушерстве и гинекологии, посколько с этими заболеваниями (приходится иметь дело хирургу.
Переходя к изучению причин знахарства, как общественного явления, я должен отметить, что оно обусловливается тремя основными факторами; эти факторы исторические, материальные и бытовые. Остановимся вкратце на разборе этих моментов.
1. В силу исторических условий крестьянство наше, несмотря на то, что оно составляет основу государства не только в смысле количественном, но и в смысле производственном, всегда находилось в отношении удовлетворения своих жизненных запросов, в частности в области обеспечения мед-помощью, в порабощении и загоне в то же время, когда мы знаем, насколько распространены болезни и какие тяжелые формы, в частности хирургических заболеваний, мы имеем в крестьянской среде, на что я уже указывал раньше (см. мою работу-«Хирургия на селе»; «В. Д.» №№-9 1925 г.). Говорить при таких условиях об организации достаточной для крестьянства не только хирургической помощи, но и мед-помощи вообще, конечно, не приходится. Жизнь сама выдвигала еще в более отдаленные времена настоятельную необходимость организации примитивной леч-помощи своими собственными силами и выдвигала из своей среды лиц, которые теми или иными путями и средствами старались облегчить страдания многих больных. Таким образом возник целый кадр специалистов-знахарей, костоправов, шептунов, шептух, повитух и пр., для которых их занятие, ввиду спроса на эту работу, сделалось источником существования.
При этом надо отметить один важный момент, что эта помощь могла быть оказана на местах, и эти знахари, за отсутствием более рациональной помощи, постоянно охраняли, если можно так выразиться, здоровье окружающего их населения. Дело в том, что, как мы увидим ниже, во многих знахарских способах, применяемых при хирургических заболеваниях (я не касаюсь здесь большого и важного вопроса о применении знахарями при разного рода заболеваниях траволечения), есть известный смысл и ценность, так как эти методы вырабатывались эмпирически на большом и разнообразном материале и, несомненно, приносили известную пользу; в противном случае знахарство не имело бы почвы для своего развития.
Однако, наряду с этими способами и средствами лечения появилось множество различных странных и непонятных методов, приносящих, если не большой вред, то, во всяком случае, бесполезных.
2. Как на один из основных факторов в вопросе о стойкости знахарства в области хирургических заболеваний, я должен указать на слабое развитие лечебной сети на селе, в особенности же на недостаточность оказания хирургической помощи вследствие слабости материальной базы сельских лечучреждений. Но на этом вопросе я останавливаться не буду, только отмечу, что участковая (районная) больница или амбулатория- большое счастье для того села, где они расположены, прилегающие же селения с населением в 5-6 тысяч человек (о менее населенных пунктах я уже и не говорю), отстоящее на радиусе 3-5-10 и более верст от долженствующего их обслуживать леч-учреждения, можно сказать, почти лишены, в особенности же в экстренных случаях, мед-помощи из-за дальности расстояния, отсутствия транспорта и пр.
Необходимо также отметить, что обычно на селе встречается крайне недоверчивое отношение к хирургии. Здесь на убеждение крестьянина может оказать благоприятное воздействие только успешная повседневная хирургическая работа у него на глазах в сельской больнице, когда он узнает, что смертность от оперативного вмешательства будет приближаться к 0; в противном случае никакая пропаганда о вреде знахарства и о пользе оперативного пособия не убедит его в преимуществах современной хирургии перед работой знахаря-шептуна или костоправа.
3. Теперь я перехожу к третьему фактору - к бытовым условиям, благодаря которым так твердо установлен и постоянно поддерживается авторитет знахаря на селе.
Постоянная нужда, тяжелое материальное положение крестьянства в массе заставляет смотреть на каждого члена семьи, как на известную рабочую силу, вследствие чего и заболевание - вывих, ранение, т.б.к. суставов и т. д., выводя из строя работника, тем самым наносит ущерб хозяйству. Это обстоятельство заставляет крестьянина искать такой помощи, которая без особых хлопот и немедленно была бы оказана здесь же, у себя в деревне.
Ясно, что ввиду отсутствия в большинстве населенных пунктов какого-либо леч-учреждения, крестьянину приходится обращаться к окружающим его знахарям, которые в свою очередь, учитывая прибыльность своей работы, всяческими запугиваниями стараются подорвать авторитет леч-учреждения в своих корыстных целях. Несознательные же крестьяне смотрят одинаковыми глазами, как на врача, так и на знахаря; у него требование быстрое восстановление трудоспособности заболевшего, в особенности в летнюю рабочую пору. На важность этого последнего момента — быстрое восстановление трудоспособности заболевшего указывает одно характерное явление, которое мне приходилось нередко наблюдать, когда, напр., крестьянин, недовольный тем, что жена его часто болеет, с иронией заявляет, что, если она будет продолжать болеть, то он ее «выведет на базар или ярмарку и там обменяет на здоровую, трудоспособную, или продаст», сравнивая в данном случае женщину, как рабочую силу, с домашним рабочим скотом. К моментам, обусловливающим процветание знахарства, необходимо отнести, кроме бедности крестьян, также их малокультурность и малограмотность в массе, как следствие неблагоприятных исторических условий жизни села.
Прежде чем приступить к описанию различных способов знахарского лечения, я в нескольких словах остановлюсь на характеристике знахарей. В области лечения хирургических заболеваний играют видную роль не только костоправы, но целый ряд шептунов, шептух, а также бабок-повитух («народных акушерок»). В каждом населенном пункте имеются специалисты по разным областям знахарства, специалисты, стяжавшие себе славу в лечении тех или иных заболеваний, причем население знает, к которому знахарю по поводу какого рода заболевания надо обращаться. Те из знахарей, с которыми мне приходилось встречаться или работу которых мне приходилось наблюдать, по своей подготовке к работе значительно разнятся друг от друга; наиболее популярные среди них это обычно пожилые люди — старики и старухи, много видавшие на своем веку, напр., бывший солдат, участник русско-турецкой войны 1877-78 г., который на службе, исполняя обязанности санитара, усвоил премудрость «врачевания» хирургических больных; другой тип-это тупой, отсталый, совершенно темный человек, и авторитет его поддерживается не столько знаниями и способностями в его работе, сколько странностями и загадочностью своей личности, что оказывает известное влияние на широкие крестьянские массы, повышая его авторитет.
За недостатком места я не буду останавливаться на дальнейшей характеристике этого типа людей, а только отмечу, что общее у них это полная уверенность в своих познаниях, уверенность в превосходстве их работы по сравнению с достижениями работников леч-учреждений, уверенность в своем успехе и в своих действиях и малая общительность с окружающими, что придает всей их работе некоторую таинственность и, тем самым, авторитет, необходимо при этом указать, что обычно знахари избегают применять разрезы даже при абсцессах и флегмонах, ограничиваясь всевозможными другими способами, хотя в литературе известен случай, описанный Иванченко, когда знахарь Шамака произвел крестьянке Ирине Петровой, 36 лет, чревосечение по поводу внематочной беременности, извлек мертвый плод и спас больную.
Как на пример самоуверенности знахаря в работе, соединенной с тупостью, я укажу на один случай: увидев хромого человека лет 26-ти, я попытался узнать, в чем заключается его болезнь; на это он мне сообщил, что, приблизительно. 10 лет назад он заболел, повидимому, растяжением голеностопного сустава, по поводу чего родные доставили его к костоправу своего села- тупому старику, который, осмотрев больного, заявил, что в данном случае имеется вывих и ногу надо «править». Костоправ, уложив б-го на спину и поручив крепко держать его нескольким мужчинам, начал «править»; ввиду сильнейшей боли б-ной стал кричать и биться на деревянной скамье и, наконец. перевернулся со спины животом вниз; но знахарь, будучи уверен, что б-ной лежит на спине, продолжал «править» ногу, придавая ей «соответствующее» положение. Когда же, уступая нечеловеческим крикам б-го, знахарь прекратил свою работу, то к удивлению, как своему, так и присутствовавших, обнаружилось, что вместо растяжения получился перелом в области голеностопного сустава, так как стопа в то время, когда б-ной под влиянием боли перевернулся на скамье со спины на живот, была повернута на 180° вокруг длинной оси ноги пяткой кзади вследствие насильственного перелома. В свое оправдание знахарь ответил, что он не виноват в том, что б-ной его «подвел» тем, что переменил то положение, которое ему было придано первоначально. В результате такого «лечения» б-ной продолжал болеть в течение 2 лет; у него появились в области голеностопного сустава раны, начали выходить отломки костей, и б-ной едва не погиб от сепсиса; характерно отметить, что он продолжал лечиться также у знахарей, но уже из другого села, так как местные не могли ничего сделать в данном случае. В результате всего этого б-ной остался калекой с укороченной ногой.
После этого я перехожу к описанию способов знахарского лечения различных хирургических заболеваний; при этом должен оговориться, что укажу только наиболее характерные способы, которые применяются в нашей местности; я считаю, что общий смысл их повсюду одинаков, — имеются только самые разнообразные их модификации.
Прежде всего я остановлюсь на «шептании», которое применяется почти при всех хирургических заболеваниях. Для этого я приведу живой пример.
Больной 20-ти лет т.б.к. лимфаденит шеи. По его словам, во время обострения хронического процесса, по настоянию родителей, к нему на дом была приглашена бабка-шептуха; она, войдя в комнату, где на постели лежал б-ной, набожно перекрестилась на икону, висевшую в святом углу, и, тщательно осмотрев, ощупав пораженную железу, объяснила родным, что здесь имеется «бышиха» (значение см. ниже). Затем она попросила обыкновенный нож, который начала прикладывать в различных положениях к пораженным железам, быстро нашептывая что-то непонятное для окружающих; несколько раз она приостанавливала эту работу, крестилась на иконы и снова продолжала свое дело. Все это производилось быстро, с сосредоточенным серьезным видом, при напряженном внимании присутствовавших, и продолжалось 5-10 минут. После этого шептуха снова крестилась, обещала скорое выздоровление и, получив печеный хлеб за труды, удалилась.
Нашептывания, применяемые при разных заболеваниях, обычно самые бессмысленные и бессвязные, как напр.:
Лежала собака среди дороги;
Разбросала собака: четыре ноги.
Пятый хвост, шестая голова,
Пусть тебе бог помога.
Полная статья на официальном портале: