В творчестве А.С. Грибоедова образ Москвы был метонимическим, а именно: в широком смысле через образ Москвы автор иллюстрировал образ всей России.
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» была написана в 20-ые годы XIX века. Это было время после победы русского народа в Отечественной войне 1812 года, когда в стране наступил период подъёма национально-освободительного движения. По идее, в великой Москве тоже должны произойти веские перемены, но А.С. Грибоедов увидел в этом случае обратное. А.С. Грибоедов в своей комедии описывает далеко не Москву – дом, а чуждую ему барскую столицу, где процветает страсть к чинам, деньгам и, конечно же, духовная пустота. Взгляд писателя на московский образ жизни совпадает с мнением об этом городе и его героя – Чацкого, который, вернувшись в Москву спустя три года, совершенно не видит в ней каких-либо перемен:
«Что нового покажет мне Москва,
Вчера был бал, а завтра будет два…»
Фамусовская Москва представляет собой особую группу людей, где есть и определённый сложенный образ жизни, и систему взглядов, и особый ритм бытия, это столь же определенная категория, как национальность. Необходимо отметить и тот факт, что «купцы, лачужки, мужики, бульвары, башни, казаки» мелькают перед взором въезжающего в Москву Чацкого, но они не играют здесь должной роли, так как драматург в своей комедии не ставит перед собой цель дать широкую панораму жизни всего города. В понимании А.С. Грибоедова, Москва представляет собой большой город, где отслужившие свое «тузы живут и умирают». Эти «тузы», как именует их автор, вместе со своими женами и детьми и являются единым образом. Вся женская половина фамусовского московского общества была занята лишь поисками выгодных партий для замужества, а мужчины же горели желанием сделать карьеру. В связи с этим, графиня-внучка, когда впервые увидела Чацкого, первым делом решила справиться о его семейном положении. Князья Тугоуховские в комедии также были заняты поисками выгодных партий для своих шести дочерей; княгиня, узнав, что Чацкий небогат и нигде не служит, тут же кричит мужу: «Князь, князь! Назад!», и муж-слуга послушно поворачивает назад. Материальное положение является чуть ли не единственным критерием оценки человека в обществе. Само старшее московское поколение живет лишь воспоминаниями о своём прошлом.
Для всех членов фамусовского общества в Москве главным критерием удачной человеческой жизни была репутация. Важно только то, чтобы соблюдались внешние правила приличия, а «грех не беда, молва не хороша». Все члены фамусовского общества боятся каких-либо перемен, которые способны будут изменить их устоявшуюся спокойную жизнь. Они боятся умных и образованных людей как потенциальных носителей вольнодумных мыслей, видя причины распространения вольнодумства в образовании:
«Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче, пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений».
Главному герою было достаточно лишь побывать на танцевальном вечере в доме Фамусова, чтобы убедиться в том, что в Москве «дома новы, а предрассудки стары». От Чацкого хотели услышать не о французской революции, а о новых сплетениях и разговорах. Интересно, что все присутствующие в доме Фамусова прекрасно понимали, кем на самом деле являлся Загорецкий – «доносчик, мошенник, вор», однако, его «всюду принимают». И Софья, и Хлестова выражают ему свою благодарность за мелкие услуги, сделанные бесчестным путем.
Блестящего изображения московских нравов и быта Грибоедов добился во многом благодаря переосмыслению принципа трех единств, лежащих в основе классицистической комедии, а также введению эпизодических и внесценических персонажей, которые дополняют сценических. Внесценические персонажи так же, как и сценические, можно разделить на представителей фамусовского общества и единомышленников Чацкого. К последним относятся двоюродный брат Скалозуба, который «службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать», князь Федор, племянник княгини Тугоуховской, «химик и ботаник», профессора Педагогического института, «упражняющиеся в расколах и безверьи». Наличие этой группы – одно из немногих доказательств жизненности идей и идеалов Чацкого, ведь никто из сценических героев не симпатизирует Чацкому и не разделяет его идей и взглядов.
Таким образом, в творчестве А.С. Грибоедова образ Москвы был метонимическим, а именно: в широком смысле через образ Москвы автор иллюстрировал образ всей России. В понимании А.С. Грибоедова, Москва представляет собой большой город, где отслужившие свое «тузы живут и умирают». Эти «тузы», как именует их автор, вместе со своими женами и детьми и являются единым образом. В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» для всех членов фамусовского общества в Москве главным критерием удачной человеческой жизни была репутация. Все члены фамусовского общества боятся каких-либо перемен, которые способны будут изменить их устоявшуюся спокойную жизнь. Они боятся умных и образованных людей как потенциальных носителей вольнодумных мыслей, видя причины распространения вольнодумства в образовании.