Учебник для 8 класса по русскому языку под редакцией Т.А. Ладыженской посвящает изучению синтаксиса каждый свой параграф, где изучение начинается с основных единиц синтаксиса и заканчивается разделом о чужой речи. Параграфы данного учебника имеют следующую структуру: в начале дается определение термина или же правила русского языка с примерами, которому и посвящается отдельный параграф, затем авторы учебника предлагают практические упражнения, что базируются на текстовой основе. В качестве примера мы можем привести следующее упражнение:
«Выпишите предложения, в которых дополнение выражено неопределенной формой глагола. Какова синтаксическая роль неопределенной формы глагола в невыписанных предложениях?
1.Помните сказку о том, как один старик попросил своих сыновей переломить веник? Сыновья ломали, ломали и смогли сломать. Старик велел развязать веник и попробовать сломать его по прутику. (Е. Пермяк) «. Муромский…предложил им осмотреть перед обедом сад. 3. Швабрин… просил меня забыть о прошедшем. 4. Алексей заклинал ее не лишать его одной отрады: увидеться с нею. 5. Зурин уговорил меня попробовать пуншу. 6. Мать велела мне дать руку Дон Альвару. 7. Я приказал ехать на неизвестный мне предмет. 8. Василиса Егоровна принудила его во всем признаться. 9. Савельич, согласно с мнением ямщика, советовал воротиться. (А. Пушкин)»
Могут встречаться и такие практические задания, где обучающимся самим необходимо составить предложения или же полноценный связный текст, соблюдая условия задания. Такие упражнения обычно направлены на развитие речи школьников. В качестве примера можно привести следующее упражнение:
«Составьте 6 предложений. Охарактеризуйте в них деятельность известных вам ученых, спортсменов, артистов, телеведущих, политиков и т.д., употребив с этой целью в качестве обстоятельств данные ниже наречия. Определите вид обстоятельств.
Материал для справок: блестяще, внимательно, всесторонне, детально, настойчиво, основательно, скрупулезно, тщательно.»
Рабочая тетрадь под редакцией Е.А. Ефремовой, по аналогии с учебником, все свои разделы посвящает изучению синтаксиса и закреплению этих знаний на практике. Перед практическими заданиями приводятся схематические сводки правил русского языка, на которые обучающимся и предлагается выполнить упражнения. Встречаются как устные, так и письменные упражнения, для последних предоставляются поля для ответа. Упражнения также составляются на текстовой основе. Обратимся к следующему примеру:
«Найдите односоставные предложения, подчеркните в них грамматические основы, определите вид односоставных предложений. Расставьте знаки препинания.
1.Сегодня начали жать рожь и в прохладе вечера разлился сухой ржаной аромат. 2. Сварите суп и кашу приказала мама. 3. Ранняя весна. 4. Иду по улице и пою. 5. Вокруг клумбы посадили кусты и это сохранило цветы. 6. Где-то за рекой поют тихо плещется вода. 7. Едешь на день – бери хлеба на неделю. 8. Пировали – веселились подсчитали – прослезились.»
Тематические тесты под редакцией Л.Ю. Клевцовой и Л.В. Шубукиной предлагают несколько вариантов тестов при изучении отдельной темы. Практические задания требуют от обучающихся четкого односложного ответа на определенный вопрос. Практические задания имеют следующий вид:
«Укажите, на месте каких цифр в предложении необходимо поставить запятые.
Вовремя спохватываюсь (1) понимая (2) что речь моя будет темна для собеседников (3) перестраиваюсь. (В. Аксенов)
1) 1,3 2) 1,2,3 3) 2,3 4) 1,2»
Диагностические работы под редакцией Н.Н. Соловьевой содержат по 3 варианта тестовых и практических заданий на одну определенную тему. Особенность пособия, посвященного диагностическим работам по русскому языку, заключается в том, что они грамотно соединяют в себе и тестовую, и практическую части для выполнения обучающимися. В качестве примера практического задания из тестовой части можно привести задание подобного типа:
«Какое предложение не содержит междометия? Знаки препинания внутри предложений не расставлены.
1) Голубушка как хороша! (И. Крылов)
2) Ах я чем виноват? (И. Крылов)
3) Ба! знакомые все лица! (А. Грибоедов)
4) Дети марш домой! (М. Горький)»
Практическая часть представляет обучающимся текст, в котором на месте цифр необходимо поставить запятые, и вопросы к нему, на которые необходимо ответить письменно. Например: «Выпишите вводное слово, которое в ином контексте может являться наречием и выполнять роль обстоятельства.»
Учебное методическое пособие «Скорая помощь по русскому языку» под редакцией В.Д. Янченко включает в себя задания, которые непосредственно соотносятся с каждым параграфом учебника Т.А. Ладыженской. Практические задания в данном пособие предлагают обучающимся опираться на теоретические материалы, что представлены в учебнике. В качестве примера может выступить следующее упражнение из пособия:
«Опираясь на материал, данный в таблице (упр. 68 учебника), расставьте, где нужно, в предложениях на место пропусков тире. Подчеркните подлежащие и сказуемые. В каких предложениях тире нет? Почему? Объясните письменно, указывая номер предложения.
1)Шестью пять ___ не двадцать. 2) Лень ___ враг человека. 3) Пятью пять ___ двадцать пять. 4) Опоздаешь ___ все потеряешь. 5) Счастье ___ видеть радость детей. 6) Она ___ архитектор. 7) Очи ___ словно две маслины. 8) Горе ___ не беда. 9) Расстояние между Москвой и Римом ___ две тысячи триста семьдесят шесть километров. 10) Встретить цветущий папоротник ___ удача.»
На основе всего вышеизложенного мы можем сделать вывод о том, что учебно-методический комплект под редакцией Т.А. Ладыженской отводится изучению синтаксиса в школьном курсе особое место. Для изучения авторами предоставляются теоретические материалы в виде отдельных терминов, таблиц и схем для наглядности. В основном, практические задания строятся на текстовой основе, где обучающимся необходимо работать с соответствующими синтаксическими единицами в тексте. Тем не менее, встречаются задания, где обучающимся необходимо самим составлять предложения в определенных условиях. Также существуют и тестовые задания, требующие от обучающихся четкого односложного ответа. Все данные виды заданий могут сочетаться в комплексе и представлять собой полноценный вариант для работы. В качестве примера можно привести «Диагностические работы» под редакцией Н.Н. Соловьевой, которые строятся на базе тестовой и практической части.