Найти в Дзене
Полина Дышлова

Анализ УМК по русскому языку для 5 класса на предмет изучения грамматических категорий имени существительного

Важным аспектом при изучение грамматических категорий имени существительного пятиклассниками является выбор учебно-методического комплекта. Необходимо отметить, что в различных учебно-методических комплектах может быть организовано по-разному. В нашем исследовании мы рассмотрим и проанализируем УМК под редакцией следующих авторов: Т.А. Ладыженская, М.М. Разумовская. Рабочая программа под редакцией Т.А. Ладыженской предусматривает письменный контроль, устный опрос, диктанты по развитию речи, написание сочинений и изложений. Для изучения раздела «Имя существительное» в поурочном плане отводится 23 урока, из них на изучение грамматических категорий имени существительного отводится 8 уроков. В основном на них используется форма устного опроса и письменного контроля. В учебнике под редакцией Т.А. Ладыженской мы видим всего один параграф под названием «Имя существительное». Он открывается рядом вопросов, служащих для введения обучающихся в тему: «Назовите предметы, которые вы видите или вид

Важным аспектом при изучение грамматических категорий имени существительного пятиклассниками является выбор учебно-методического комплекта. Необходимо отметить, что в различных учебно-методических комплектах может быть организовано по-разному. В нашем исследовании мы рассмотрим и проанализируем УМК под редакцией следующих авторов: Т.А. Ладыженская, М.М. Разумовская.

Рабочая программа под редакцией Т.А. Ладыженской предусматривает письменный контроль, устный опрос, диктанты по развитию речи, написание сочинений и изложений. Для изучения раздела «Имя существительное» в поурочном плане отводится 23 урока, из них на изучение грамматических категорий имени существительного отводится 8 уроков. В основном на них используется форма устного опроса и письменного контроля.

В учебнике под редакцией Т.А. Ладыженской мы видим всего один параграф под названием «Имя существительное». Он открывается рядом вопросов, служащих для введения обучающихся в тему:

«Назовите предметы, которые вы видите или видели в классе, в школе, дома, на улицу, в поле, в лесу.

Какой частью речи являются слова, которыми вы называли эти предметы?

К каким из них можно поставить вопросы кто? кого? и т.д., а к каким – что? чего?»

Таким образом авторами данного учебника предусматривается вступительное слово учителя, после которого можно подвести обучающихся к самостоятельной формулировке темы. В параграф входит 7 письменных упражнений, где учащимся необходимо указать род, число, падеж и склонение имён существительных, также авторы включают таблицу «Типы склонений имён существительных» с их характеристикой.

В учебно-методический комплект входит пособие «Самостоятельные работы по русскому языку» под редакцией М.В. Черных. В пособии приводятся 2 варианта тренировочных заданий, что объединяются под темой «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные. Род, число имён существительных». Каждый вариант включает в себя 4 задания, в которых требуется указать число и род имён существительных, определить имя собственное и нарицательное, выделить существительные только множественного числа, закрепить умение выделять только имена собственные из предложенного текста.

Например, задание сформулировано следующим образом: «Подчеркните имена существительные, имеющие форму только множественного числа». Для выполнения задания учащимся предлагается следующий список слов: бандероль, брюки, молодёжь, реки, щавель, грабли, занавески, малыши, города, очки, ворота, диваны.

Рабочая программа под редакцией М.М. Разумовской делает больший упор на письменный контроль. Для изучения раздела «Имя существительное» в поурочном плане отводится 23 урока, из них на изучение грамматических категорий имени существительного всего лишь 6 уроков. Основными формами работы на них является дискуссия, тестирование и письменный контроль.

В учебнике под редакцией М.М. Разумовской на изучение грамматических категорий отводится 7 параграфов. Раздел «Имя существительное» открывается также списком наводящих вопросов:

«1. На какие вопросы отвечает имя существительное?

1. Что обозначает имя существительное?

2. Какие грамматические (морфологические) признаки имеет имя существительное? Как оно изменяется?

3. По какой морфеме можно определить морфологические признаки имени существительного?

4. Каким членом предложения может быть эта часть речи?»

К учебнику прилагается пособие «Рабочая тетрадь по русскому языку» под авторством М.Ю. Никулиной для 5 класса. В нем содержатся тематические задания соответственно параграфам учебника. Для закрепления материала по изучению грамматических категорий имени существительных отводится 9 заданий. В качестве примера в нашем исследовании можем привести следующее задание:

«Спишите, распределяя существительные на три группы в зависимости от рода. Выделите окончания.

Солнце, машина, поле, дорога, зеркало, трава, дерево, апельсин, яблоко, портфель, стол, мандарин, огонь, село, ягода, язык, полотенце, деревня, мышь, доброта».

Таким образом, при рассмотрении двух абсолютно разных учебно-методических комплектов мы можем сделать вывод о том, что УМК под редакцией М.М. Разумовской имеет более обширное и подробное по сравнению с УМК под редакцией Т.А. Ладыженской описание имени существительного. При изучении грамматических категорий имени существительного наиболее удачным образом будет проходить работа по УМК под редакцией М.М. Разумовской.