Найти в Дзене
Полина Дышлова

Особенности формирования УУД у обучающихся на уроках русского языка при изучении грамматических категорий имени существительного

При рассмотрении единой рабочей программы по русскому языку мы выявили, что обучающийся 5-го класса по итогу должен знать, что из себя представляет имя существительное как часть речи, его общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции, роль в речи, лексико-грамматические разряды имён существительных по значению (собственные и нарицательные; одушевлённые и неодушевлённые), род, число, падеж, правописание собственных имён существительных, правописание ь на конце имён существительных после шипящих, правописание безударных окончаний имён существительных, типы склонения имён существительных, разносклоняемые имена существительные, нормы произношения, нормы постановки ударения, нормы словоизменения имён существительных, уметь выполнять морфологический анализ имён существительных, а также определять и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного, объяснять роль имени существительного в

При рассмотрении единой рабочей программы по русскому языку мы выявили, что обучающийся 5-го класса по итогу должен знать, что из себя представляет имя существительное как часть речи, его общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции, роль в речи, лексико-грамматические разряды имён существительных по значению (собственные и нарицательные; одушевлённые и неодушевлённые), род, число, падеж, правописание собственных имён существительных, правописание ь на конце имён существительных после шипящих, правописание безударных окончаний имён существительных, типы склонения имён существительных, разносклоняемые имена существительные, нормы произношения, нормы постановки ударения, нормы словоизменения имён существительных, уметь выполнять морфологический анализ имён существительных, а также определять и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного, объяснять роль имени существительного в речи, определять и характеризовать лексико-грамматические разряды имён существительных по значению; различать типы склонения имён существительных, применять правила правописания имён существительных с изученными орфограммами.

При работе по изучению грамматических категорий имени существительного у учащихся формируются познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия.

Среди коммуникативных универсальных действий стоит отметить умение воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной и монологической речи и в письменных текстах; в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта.

Поскольку формирование коммуникативной компетенции, реализующееся через систему коммуникативных универсальных учебных действий, является одной из важнейших задач изучения русского языка, необходимо формировать способность обучающихся организовывать свое речевое и неречевое поведение в соответствии с задачами коммуникации, то есть правильно и эффективно использовать вербальные и невербальные средства общения.

Особенность формирования таких универсальных учебных действий заключается в обсуждении грамматических категорий на уроках, при ответах на вопросы учителя, определении и характеристики общих грамматических значений, морфологических признаков и синтаксических функций имени существительного, объясняют роль имени существительного в речи, определяют и характеризуют лексико-грамматические разряды имён существительных по значению; различают типы склонения имён существительных, применять правила правописания имён существительных с изученными орфограммами.

Могут быть использованы следующие виды упражнений:

1) упражнения, направленные на формирование речевых навыков;

2) упражнения, нацеленные на совершенствование речевых навыков;

3) упражнения, направленные на развитие собственного речевого умения, активизацию изученного лексического материала.

Среди регулятивных универсальных учебных действий можно выделить следующие, которые формируются при изучении грамматических категорий имени существительного: обучающиеся владеют разными способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; развивают способность управления собственными эмоциями и эмоциями других; делают выбор и берут ответственность за решения; принимают цель совместной деятельности, коллективно строят действия по ее достижению; дают адекватную оценку учебной ситуации и предлагают план ее изменения.

Познавательные универсальные учебные действия могут быть следующие: выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов; устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку; выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи, например, использование приема загадок на тему «Имя существительное» и дидактических игр (найти лишнее слово, определив грамматические категории имени существительного); использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании; составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах (составление «паспорта» имени существительного); эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Итак, универсальные учебные действия реализуются во всех 3-х видах на уроках русского языка при изучении грамматических категорий имени существительного.