Универсальные учебные действия по ФГОС в широком значении понимаются как умение ученика учиться и способность к саморазвитию за счет активной познавательной деятельности, а также формирование способности к обучению, выработка познавательной мотивации. Это представляет собой совокупность приемов, что обеспечивают успешное усвоение новых знаний, умений и навыков, а также применение их в учебных и жизненных ситуациях. Необходимо отметить, что учебные действия носят название универсальных, поскольку они имеют надпредметный характер, их можно применить на любом уроке.
Согласно ФГОС на уровне основного общего образования, в результате изучения программы по русскому языку у обучающегося должны сформироваться такие метапредметные результаты, как познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия и, конечно же, совместная деятельность.
Рассмотрим каждую видовую группу универсальных учебных действий и их составляющие отдельно:
Первую группу составляют познавательные универсальные учебные действия, которые подразделяются на такие подгруппы, как базовые логические действия, базовые исследовательские действия и работу с информацией.
Базовые логические действия в контексте познавательные универсальные учебные действия включают в себя следующие составляющие:
1. выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
2. устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
3. выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
4. выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи;
5. выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
6. самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
Подгруппа базовых исследовательских действий предполагает следующее содержание:
1. использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
2. формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
3. формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
4. составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
5. проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
6. оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
7. самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
8. прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Последняя подгруппа – это работа с информацией, которая направлена на формирование у обучающихся следующих действий:
1. применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
2. выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
3. использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
4. использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
5. находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
6. самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
7. оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
8. эффективно запоминать и систематизировать информацию на уроках.
В современном образовательном стандарте выделяется и такая подгруппа как коммуникативные универсальные учебные действия. Такие действия имеют следующее содержание:
1. воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
2. распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
3. знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
4. понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
5. в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
6. сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
7. публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
8. самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
Группу регулятивных универсальных учебных действий, по аналогии с познавательными, подразделяется на 3 подгруппы такие, как самоорганизация; самоконтроль, эмоциональный интеллект; совместная деятельность.
Самоорганизация заключается в необходимости формирования у обучающихся следующих учебных действий:
1. выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
2. ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
3. самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
4. самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
5. делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект заключаются в том, чтобы обучающиеся научились:
1. владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
2. давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
3. предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
4. объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности;
5. понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения;
6. оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
7. развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
8. выявлять и анализировать причины эмоций;
9. понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;
10. регулировать способ выражения собственных эмоций;
11. осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
12. признавать своё и чужое право на ошибку;
13. принимать себя и других, не осуждая;
14. проявлять открытость;
15. осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Совместная деятельность как подгруппа регулятивных универсальных учебных действий заключается в том, чтобы обучающиеся научились следующему:
1. понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
2. принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
3. уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
4. планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие);
5. выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
6. оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
Совокупность групп универсальных учебных действий направлена на реализацию определенных функций. Главной из таких функций является предоставление обучающимся возможности самостоятельного получения новых знаний, постановку учебных целей, поиск способов и средств для их достижения, а также самоконтроль и самооценка своих результатов. Другая функция универсальных учебных действий заключается в создании условий для гармоничного и всестороннего развития личности, помощи обучающимся в дальнейшей самореализации, в формировании способности и готовности к постоянному обучению.
Для того, чтобы оценить уровень формирования универсальных учебных действий обучающихся используют следующие критерии: соответствие нормативным возрастным требованиям, осознанность и разумность поведения и познавательной деятельности, критичность действий, способность нормально общаться в коллективе. Можно использовать разнообразные методы и формы: оценка проектов, практических, исследовательских, творческих работ, педагогическое наблюдение.
Таким образом, универсальные учебные действия представляют собой совокупность приемов, что обеспечивают успешное усвоение новых знаний, умений и навыков, а также применение их в учебных и жизненных ситуациях. Существует несколько видов универсальных учебных действий – познавательные, коммуникативные, регулятивные. Универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся возможности самостоятельного получения новых знаний, постановку учебных целей, поиск способов и средств для их достижения, а также самоконтроль и самооценка своих результатов.