Я пришел в главную библиотеку страны, которую всегда именовали просто Ленинкой.
Но… Произошло чудо. Не с кем-то, о чем мне кто-то рассказал. Это произошло со мной.
В этот раз я пришёл туда одним человеком. А вышел — другим.
И внешне. И внутренне.
Поясню.
Однажды мой замечательный сенегальский друг Сулейман привёз мне прекрасный подарок — национальную одежду. В торжественном её исполнении она называется Гран бубу. И состоит из 3-х компонентов.
Понятно, Гран бубу я ещё не заслужил (но стараюсь). У меня же теперь просто «Бубу». Изумительного, нежного светло-зеленого цвета из какого-то специального материала, который поддерживает форму и придает ей некую правильность: приходится не бежать в суете, лавируя между людьми, а передвигаться степенно, не сутулиться и держать ровно спину, смотреть вперед и непременно улыбаться, светиться своим счастьем.
Так вот, Сулейман, лукаво улыбаясь, попросил меня, чтобы на презентации его новой книги в Ленинке я был в этом «бубу». А я, загоревшись и расхрабрившись перед Сулейманом (а рядом сидел генеральный секретарь Международного движения русофилов мужественный Николай Малинов), сгоряча пообещал. И отступать уже было нельзя.
Словом, в назначенный день явился в Ленинку с большим пакетом. В нём лежало драгоценное «бубу». Найдя в коридорах незаметный темный уголок, я со скоростью пожарника переоблачился. И внешне преобразился. Причем я делал это невдалеке от сидевшего на контроле охранника и он, когда я вдруг предстал пред его бдительные очи, весьма удивился, что только что вошедший обычный посетитель вдруг «позеленел» и изменился внешне.
В этом смысле — да, я вошел в Ленинку внешне одним человеком, а вышел другим. Это внешне. Но и внутренне я вышел тоже другим. И это было главным.
Входил я внутренне уверенным в эдаком правильном своем понимании всего и вся, что мне дано понимать в этой жизни.
Дело в том, что я историк. И моё видение мира основывается на моем понимании всего происходящего с патриотических позиций гражданина России.
Однако выходил я всё же другим. Постараюсь это пояснить, хотя, по правде, сделать это нелегко.
Входил я, глядя на прошлое глазами гражданина страны, которую постигла катастрофа. Входил, как эдакий, если позволительно использовать здесь термины классика, «человек в себе». Человек, смотрящий на мир, скажем так, с самой высокой точки Кремля, Москвы или России. Смотрел, как гражданин страны, которую обидела судьба, против которой постоянно велись и ведутся войны и куются злые планы.
Выходил — чувствуя ответственность за мир, который когда-то поверил нам, и веру которого нельзя потерять или надо вернуть. Вернее, возвращая веру себе самим, мы даем эту веру и остальному нормальному миру. Потому что многое зависит от самой большой страны на нашей планете. И если у нас получится — а очень многие народы сейчас с огромной надеждой смотрят на нас — мы и мир спасем, ибо если победит сатанизм, мировая катастрофа неизбежна. И создадим новый мировой порядок, в котором главным будет сотрудничество, а не соперничество. Мир, а не войны…
Что же произошло? Я учился почти 20 лет в различных учебных заведениях, в 3-х вузах и аспирантуре, учусь и сейчас, но никакая учеба не могла меня преобразить так, как небольшая книга моего друга из Сенегала Сулеймана.
Прошло уже несколько недель, а я всё обдумываю, как мне рассказать моим читателям об этом чуде, случившимся со мной. Где найти такие правильные слова?
Я искал ответы. Ходил, ездил и искал. В кармане всегда был блокнот и ручка, которые помогали мне. Был на ВДНХ и Парке Горького, ходил по улицам Москвы, Мариуполя, Смоленска… Был на могиле И.В.Сталина и в Мавзолее, на различных пресс-конференциях, брифингах, круглых столах в МИДе, МИА «России сегодня», ТАСС… в Российском государственном архиве литературы и искусства… И везде меня мучила совесть: никак не могу, не решусь рассказать об этой небольшой книге, ставшей для меня столь значимой.
Я много писал. Писал сам, без того «Иван-Иваныча» (ИИ, искусственного интеллекта GPT…). Но постоянно преследовало то, что не написал главного — об этой маленькой книжке, значимость которой абсолютно превосходит её размеры.
Сулейман этой книгой раскрыл мне глаза на наше прошлое. Я это прошлое видел эдак эгоистически, с позиций гражданина России. Гражданина страны, в которой случилась катастрофа. С позиций пострадавшего.
Я, как и многие наши сограждане, признавая грандиозные размеры этой катастрофы, занимают характерную позицию: нас обманули, нас предали, мы несчастные, страдаем ни за что… и т.д. Мы, дескать, хорошие. Это и царь плохой, и бояре плохие. Забываем, что мы тоже участвовали. И с нашей помощью или при нашем молчаливом согласии вершилось то, что казалось поначалу благом, а потом, когда некий морок сошёл с нас, оказалось горем. Горем таким, что стон поднимается до небес.
Сколько угодно можно изощряться и совершенствовать эту позицию, жалеть себя и обвинять других, — эта позиция бесперспективна. Это я понял через книгу Сулеймана.
Миллионы людей планеты, в основном в колониальных, зависимых странах мира смотрели на нашу страну, где реально в течение десятилетий создавалось государство рабочих и крестьян на основе равенства и справедливости, где социальное государство. Не в условиях мира шло созидание. И всё же оно шло. Бессмертным символом силы этого государства стал монумент «Рабочий и Колхозница» (именно так, с заглавных букв надо писать название), до сих пор оказывающий благое магическое действие на людей.
В этой маленькой книжке Сулейман смог показать, как многие народы, видя реальность новой справедливой жизни, поверили в нашу страну. В нас. В вас, в меня, в наших родных и близких. В нас всех. Всех вместе.
А мы?!
Представляете, развал Советского Союза не выгнал нас всех из жизни. У нас была крыша над головой. Были наши родные. Многие из которых, правда, не выдерживали и уходили раньше. И мы, смутные, опустив голову, приплетались домой и думали, как жить дальше, как прокормить семью…
Да, это было. Но представьте теперь, каково было герою Сулеймана? Вот он, которого звали «товарищ Гай», который остался один на баррикаде и его Красное знамя рвёт «ветер перемен». Наш Красный Гай оказался брошенным, один посреди всего мира. Он стал не просто бомжом. Он — чернокожий бомж. То бишь бомж 2-го сорта… Хуже быть не может. Это конец?
Герой Сулеймана — не выдуманный. Он реальный. Он был. И он есть. Сегодняшний. Как он выжил? Как он смог? — спросите вы. А я слушаю Сулеймана и нахожу ответы. Он не просто выжил, преодолел, он поднялся из бездны. Он восстал, воскрес. Потому что оставался человеком. А человеком его сделало образование в СССР помноженное на его личную волю. И все это вместе доказало выдающуюся силу Нашего Человека.
Я смотрю на Сулеймана, когда он не с трибуны, что находится рядом, а вот так по-простецки, по-человечески, по-семейному рассказывает о себе и о своем герое. Честно, откровенно.
Развал СССР стал крахом веры «в Большую Авантюру» для тех народов, которые искренне поверили в наш «Союз нерушимый». Глядя на нас, они раньше мечтали о таком же обществе. Мечтали о своем подобном будущем в социальном государстве. А мы улыбались тогда над их «лирическим социализмом» или «Зеленой книгой» (советую моим читателям поискать и почитать в интернете об этом самостоятельно).
Мы их считали детьми, а себя взрослыми. И вот эти дети без нас остались брошенными сиротами, беспризорными…
… Вспоминаю те 1970-80 годы, когда меня пинали и писали жалобы на мои лекции, признавая крамольными мои слова:
– Нам нужно не только чувство советской гордости за то, что у нас есть, но и чувство советского стыда за то, что у нас при наших масштабах и богатстве не получилось…
Вот это новое чувство стыда пришло ко мне на презентации книги «Товарищ Гай или история чернокожего бомжа».
Это чувство стыда и после, когда обдумывал, КАК написать, чтобы меня поняли. Когда в поисках пошел в Александровский сад к Могиле Неизвестного Солдата, когда стоял возле Кремлевской стены, трогая молчаливые вечнозеленые ели, когда медленно проходил возле каждой таблички, знакомой мне по истории, по архивам. Это чувство стыда я ощущал возле памятника И.В.Сталину, и никакие поклоны и цветы не смягчали, а наоборот, обостряли это чувство стыда. И уж когда я вошел в Мавзолей и необычайно долго задержался там …
О Мавзолее и Кремлевской стене я еще напишу.
Сложно всё. Не хочу никому навязывать свою точку зрения. Как Сулейман честно рассказал свою историю, которая потрясла меня, так и я просто честно рассказываю. Потому и канал свой назвал «Письма к человеку».
Ведь задумал я такую книгу под таким названием еще в середине 1980-х. Потом мне показалось, адресат этих писем исчез, и писать некому. А в пустоту кричать — какой толк?
Но вот статистика меня разубеждает. Сейчас у меня 2400 верных подписчиков, а мои тексты в среднем читает 500 человек каждый день. И искренне благодарен моим читателям, именно читателям, а не бегунам по тексту, которые в скорочтении ищут истину.
Поэтому я дальше пишу «Письма к человеку» и делюсь с доверяющими мне читателями откровенными размышления ми и такими историями, как эта.
Спасибо тебе, Сулейман! За честную и мудрую книгу. За то, чему ты нас, меня научил.
Сулейанта Ндьяй — учился в СССР. Доктор филологических наук. Пушкинист. Преподаватель русского языка. Поэт и прозаик. Дипломат. Председатель Африканского Форума Возрождения (FORA). Заместитель Генерального секретаря Международного движения русофилов.