Попрошу, пожалуйста, не ругать меня снова и снова за слово "особенный". Лучше сразу скажу: да, мне тоже это слово не очень нравится и кажется не совсем подходящим для характеристики ребенка с ментальными нарушениями. Да и в целом, любых не совсем здоровых детей, которых принято красиво и размыто называть "детьми с особенностями развития" или "детьми с особыми потребностями".
Именно с такими детьми я и работаю - веду кружковые творческие занятия в специализированном социальном учреждении для детей с ОВЗ санаторного типа.
Тут же есть несколько моментов, почему я так называю:
- Во-первых, если я буду называть вещи "своими именами", то, несмотря на то, что это будет правдой, на меня обрушится целый камнепад от "несогласных и причастных", обвинения в нетолерантности, отсутствии такта и этики, и в "утрате человеколюбия", а любые слова-характеристики - примут за ругательные.
- Во-вторых, я не могу воспользоваться и обычными, общепринятыми терминами, которые наука и культура вполне одобряют, ведь называть точные диагнозы в настоящее время - прямо табу-табу-табу!
- В-третьих, даже обобщающим словом "инвалиды" - я тоже не могу разбрасываться. Ибо из всех ребят, которые приезжают полежать в нашем учреждении, не все являются инвалидами по документам: кто-то просто может состоять на учёте у того или иного специалиста (только вот, увы, кто является, а кто нет - педагоги теперь тоже знать не имеют права).
- Ну и в-четвертых, будет просто слишком длинно написывать словосочетания типа "дети с особыми потребностями" или "ограниченными возможностями": такие громоздкие конструкции в названии публикаций неуместны, а аббревиатуры, к сожалению, не все понимают и принимают.
Вот и пишу слово "особенные", которое когда-то придумал какой-нибудь гуманный и толерантный человек, и благодарю его хотя бы за то, что он, хоть и не очень гладко, а сократил все громоздкие конструкции до одного слова.
Но сама, в уме, всё же считаю по-настоящему особенными (без кавычек) тех ребят, которые в 4 года играют на скрипке сложные произведения, в 7 лет - перемножают в уме трехзначные числа, а в 14 - уже могут собрать автомобиль собственными руками.
Но сегодня расскажу о мальчике, который особенный именно в "толерантном" смысле…
Мальчик Я.
"Я." - это не про себя, это - первая буква его имени…
Мальчик из стационара, 11 лет, ментальные нарушения.
Это сейчас ему 11, а знаем мы его давно! Ездит он к нам в стационар уж лет 7 как, каждые полгода, пока не пропускал ни единого курса.
Но, увы, каким он был в 4 года, таким по сути и остался…
Нет, он не из таких, про которых бестактные горе-специалисты говорят "ни алё" или "никакушный". Мальчик Я. - и разговаривает, и понимает, что от него требуют, и вполне способен на многие самостоятельные действия.
Только сами требования выполнять он и не собирается. Зачем? Если можно просто ударить кулаком по столу, да зарычать погромче - мамка всё сама сделает! Да еще и извиняться будет, что допустила такую ситуацию!
Я не шучу
Всё, что делается для себя, делается мальчиком Я. прекрасно! Достать дома с полки лото с картинками или пазлы (кстати, он в этих играх очень хорош!), достать из шкафчика на кухне коробку с печеньем, взбить свою же подушку - тут никаких проблем не возникает.
А вот делать то, о чём просят педагоги-специалисты, воспитатели, учителя, которые к нему ходят на дом - ни в какую! У мальчика Я. - за секунду вспыхивает ярое отрицание "всего сущего и происходящего", начинаются настоящие истерики, сопровождаемые битьем посуды, размахиванием руками-ногами, разбрасыванием всего вокруг и оглушительными визгами: "Не сяду! Не буду! Не хочу! Аааааа!"
И маме - то и дело достаётся по полной. А она - не кричит, не ругается в ответ, и уж тем более, никаких физических грубостей не проявляет по отношению к сыну. Да и вообще, женщина-ангел!
Мама мальчика Я.
В отличие от довольно упитанного и рослого сынули, мамочка мальчика Я. - худенькая, сухонькая, хрупенькая. По всему видно, что изначально это была очень красивая изящная женщина, пока не стала такой уставшей, измученной и "скрученной в бараний рог".
Культурная, сдержанная, спокойная, разговаривает очень тихо, но сам голос - довольно глубокий и успокаивающий. И вообще, милая приятная женщина.
Мальчик Я. - ее поздний и единственный ребенок, который достался ей очень тяжело в плане здоровья (её собственного), вроде как много чего сложного ей пришлось пережить, чтобы всё получилось.
И сын для неё - свет в окошке. Мама готова потакать любым его капризам, даже самым ужасным и нелогичным, только бы сыночек не сердился. А она - ничего, потерпит, она должна, она же мама!
Главное, что судьба, наконец-таки, после долгих испытаний, дала ей сына, а значит, она должна делать всё, чтобы мальчик Я. чувствовал себя любимым и был счастлив.
Так, в принципе, мамочка и рассуждает. На каждом очередном приёме, перед каждым стационарным курсом... А специалисты, ведущие приём, каждые полгода отмечают: вот, мамочка еще сильнее похудела, а еще морщинок прибавилось, устает человек, да и как тут не уставать…
Мальчик Я. на занятии по ИЗО
Итак, мальчик Я. сидит на занятии у моей соседки по кабинету. Мамочка - за дверью караулит. Нет, не для того, чтобы педагога контролировать, а для того, чтобы в случае чего (если ребенок будет "громко расстраиваться") - сразу прибежать и успокоить.
По плану урока - рисование большой пчёлки из овалов и кругов (несложно, но очень интересно).
Мальчик Я., что ожидаемо, рисовать вовсе и не собирался! Он, еще не сев толком за парту, стукнул кулаком и закричал:
- Не хочу рисовать! Хочу пазлы со смешариками!
- Но ты же пришел на занятия по рисованию, - вежливо и спокойно говорит ему коллега, - а значит, надо рисовать.
- Не хочу рисовать! Хочу пазлы со смешариками! - еще громче закричал мальчик Я.
- Вот выполнишь задание - тогда дам тебе пазлы пособирать, - сдержанно, но уже напряженно отвечает учитель.
Коллега, стараясь не обращать внимание на "приказы и взбрыки" мальчика, набирает краску на кисть, даёт ему в правую руку, а сама придерживает:
- Тааак, (имя), берем в руку кисточку, вот так… И рисуем контур - вот такой овал.
Если что, мальчик Я. - далеко не дурачок и прекрасно знает, что такое контур и овал. А педагог - прекрасно знает, что мальчика Я. не так-то просто уговорить порисовать (ведь он из года в год ведет себя одинаково, не только на рисовании, но и на любом занятии).
Да и в овалах ли дело вообще!
Мальчик Я. - резко вырывает руку, швыряет кисть в стену, а левой рукой - одним махом сбрасывает со стола и краски, и стаканчик с водой. И кричит уже совсем громко, с визгами, даже до отрыжки:
- Аааа! Не хочу рисова-а-ать! Хочу пазлы со смеша-а-ариками! Со смеша-а-ариками! Пазлы! Пазлы! Аааааа!
Заколотил по парте, затопал… а потом стал еще и саму парту чуть-чуть приподнимать за угол и с грохотом опускать на пол: бдыщ! бдыщ!
Прибежала мама
Тут же, без лишних слов, взяла тряпку из-под раковины (она уже давно знает, где тряпка, привыкла). Сама все вытерла, трижды-пятижды извиняясь (дежавю?)...
Потом к сыну подсела:
- Ой, (имя), ну пожалуйста, ну порисуй немножко! Ты же слышал, тебе тётя обещала потом пазлы.
- Нееет! Не хочу! Дай пазлы щаз! Дай пазлы! Со смешариками!
Мама обнимает сына, прижимает, гладит по голове, и, чуть не плача, говорит педагогу (конечно, именно педагогу, ибо негоже 11-летним детям педагогов "тётями" называть, в нашей стране так не принято):
- Вы понимаете, в прошлую смену ему в каком-то кабинете пазлы давали, ему понравились со смешариками. Вот ему теперь и хочется.
- Но, позвольте, занятие-то у нас сейчас по рисованию, а не по пазлособиранию, - отвечает коллега.
А мамочка (уже совсем печально) говорит:
- Пожалуйста, дайте уж ему эти пазлы чертовы. Мне так больно, когда он сильно переживает!
Ну, раз "сам клиент" просит…
Покопалась коллега на нашей общей полке с настолками, порылась в стопке коробок с пазлами… вот, есть и со смешариками. Действительно, зачем она будет из штанов прыгать, когда сама мама просит пазлы?
Ставит коробку перед мальчиком Я.: коробка с пазлами - 1 штука, со смешариками, как по заказу! Вот, ваше величество, извольте принять.
Но…
Да, и тут тоже получилось "но"!
Мальчик Я., как только глянул на коробку, тут же схватил ее и швырнул в стену! И закричал:
- Это не те! Не те! Не те!
- Ну как же, говорит мама, - вот же смешарики нарисованы! Ты же сам хотел со смешариками!
- Ааааа, не тееее! - закричал мальчик Я. уже на 2 тона выше, - там были другие! Там Бараш еще был! Дай мне те, а не эти!
Пришла заведующая отделом
Нет, не на крики! Она просто зашла за картами-первичками и стала случайным свидетелем…
Выяснив причину "тарарама", заведующая говорит маме:
- Вы не переживайте, сейчас я пройдусь по кабинетам и спрошу у педагогов, у кого на занятиях ваш мальчик в эти пазлы играл. Они обязательно найдутся.
Ну и?
Да-да, так и было. Мы даже ради интереса посчитали!
В тот день на этаже работали 9 педагогов (логопеды, дефектологи, специалисты по реабилитации, руководители кружков и прочие)… и всех-всех этих людей, независимо от того, свободны ли они или заняты, идет ли у них в данный момент занятие или нет - дёрнули на поиски "злосчастных пазлов со смешариками, на которых был Бараш"! Ащщщщ!
И каждый должен был вот прямо здесь и сейчас, в присутствии заведующей и мальчика Я. с мамой, лезть в кабинетные шкафы, искать, находить что-то похожее, показывать и спрашивать. Сам-то мальчишка - и не помнил, в каком именно кабинете нашего этажа ему давали те пазлы!
А что потом?
Мама, конечно, еще двести раз извинялась и кланялась. Мальчик Я. - так ни на одном занятии ничего путного не сделал. А пазлы… вот и не помню, правда, нашли ли ему "те самые" или уговорили на другие.
Честно, я бы на месте мамы, наверное, уже не выдержала и давно совершила нечто ужасное. Не с ребенком…
Так что, пусть у всех моих дорогих читателей будет всё хорошо и поправимо.