Очередная "новая" книга на обзоре из моего списка книг приобретенных в последние пару лет. И да, как и большинство ранее представленных в этой рубрике (но не все) издана два года назад, в октябре 2022 года, )). Вот такой большой "задел" по купленным новинкам у меня оказался, что делать, не ежедневно же выкладывать обзоры, ). Стараюсь это делать не чаще чем 2-3 раза в месяц. И получается эта "новинка" ждала своей очереди почти два года (без одного месяца) после издания и ее покупки, и вот дождалась.
Не претендую на звание эксперта, только выступаю как "ценитель" книжной продукции, моё мнение в обзоре - это мнение частного лица, читателя, не профессионального историка, в основе оценки - субъективное мнение о книге. Мнение может отличаться от мнения других читателей,более того - иное мнение читателя только приветствуется. И ГЛАВНОЕ: я не рекламирую книги и не продаю их - я их сам покупаю для своей библиотеке на общих основаниях, не пользуясь какой-либо помощью, в том числе помощью читателей. Все книги приобретены за личные средства, все это- книги, которые лично удалось купить для себя: "чего не имею - о том не говорю, здесь". Начал данный раздел с конца 2019-начала 2020 годов, и вот уже сентябрь 2024 года.
Книгу купил примерно в декабре 2023, все еще у издателя и основателя серии БКМ (в новом оформлении точно) - В.В.Арбузова, но согласно выходным данным издавалась книга с середины октября 2022 года. Видно, что перед нами очередная книга серии "Боевые корабли мира", причем в формате "Сборник статей и документов". Любопытно, что Арбузов В.В. часто не указывает адрес издательства или типографии - и здесь как раз тот самый случай. Место издания - просто Санкт-Петербург, но это дело издателя.
Теперь подробности. Данная книга имеет следующие выходные данные: Серия "Боевые корабли мира" - "Первые дредноуты Соединенных Штатов Америки. "Саут Каролина" и "Мичиган". Сборник статей и документов. 1906-1923 гг. - СПб.: 2022.- 108 с.: илл. Цену книги уже не помню, но в интернет-магазинах ее можно найти достаточно просто, там за нее просят около 750-800 рублей. Можно было предположить, что это книга открывает серию изданий посвященных именно линкорам (дредноутам) США, но предполагать не надо, )) - это уже свершившийся факт, уже новые книги (продолжение этой "линейки") ждут своей очереди.
Любопытно, что в название "официально" издатель/составители не добавляют название самих кораблей - но на обложке есть указание, как и на форзаце. Причем названия кораблей могут вызвать вопросы, так уже однажды было с моими статьями - к названию "мичигана" вопросов нет, но почему "Саут Каролина" называется именно так, а не "Саут Кэролайн" - у меня нет ответа. Кому интересно - в издательство.
Книга представляет сборник статей и документов, и материалы структурно распределены среди трех основных частей (вполне традиционных для издания такого типа) - Проектирование и строительство, Как были устроены корабли, В составе флота. Любопытно, что автор не стал в первых двух частях разделять эту пару кораблей намеренно. Первая часть вообще представляет работу Н.Фридмана по созданию кораблей этого типа, а вторая часть если и разделяется иногда на отдельные блоки то только потому, что используются соответствующие документы, статьи той эпохи (сто лет назад), в которых рассматривался тот или иной корабль. Что касается третьей части - то здесь уже делить корабли - у каждого из них была своя судьба, свои проблемы и свои достижения.
Интересно, что в данном сборнике авторы/составители отошли от ранее используемого приема, когда каждая из частей книги основывалась на своем конкретном списке исторических источников. Сейчас этот перечень приведен только в конце книги и предполагается, что он относится ко всему материалу. Хорошо хоть ссылки остались на источник. А вот сам перечень источников доверия не внушает - уже упомянутый Фридман, отечественная книжка Манделя и Скопцова по этим же кораблям (в такой же серии "БКМ", но первой версии), русский "Морской сборник" (1906, 1912 год) и два американских журнала за 1909 и 1910 годы. Не слишком мало для такой книги?
С другой стороны - тема американских первых дредноутов раскрыта неплохо, и более подробно чем в книге Манделя и Скопцова, так как там представлена не только эта первая пара.
Безусловным достоинством книги является ее фотоматериалы и иллюстрации, и схемы в том числе. Построить модель (это если заинтересуются судомоделисты) вряд ли получится - комплект схем не полный, но основные элементы корабля присутствуют, как и некоторые копии с подлинных чертежей. Имеются даже таблицы тактико-технических и судостроительных данных линкоры "Саут Каролина" от 1907 года. Понятно что все это на английском языке, но иначе и быть не могло.
В целом книга достаточно не плохая, привлекает доступность изложения, но увлекательного чтения не получится, разве что первая часть (от Фридмана) достаточно связная и последовательная. Причем по тексту можно найти и блоки схожие (по смыслу и содержанию) и с книгой Манделя и Скопцова (которые, если честно сказать, являются переводом работы Фридмана, но с дополнением). Язык изложения довольно сухой (журнальный), имеются и обороты начала ХХ века. Но если читать "с карандашом" , то получается хорошо. Несмотря на большое обилие фотоматериалов перед нами все таки книга. Особый интерес представляет материал из "Морского сборника" - по факту осмотра линкора русскими офицерами линкора "Саут Каролина", когда этот корабль прибыл с визитом в Кронштадт в 1911 году. Описание достаточно интересно и полное, офицеры, осматривающие линкор постарались вникнуть в различные детали и технических особенностей корабля, и в организацию быта. Например, имеется восторженное описание устройства для питья команды на командной палубе. Сейчас бы это устройство назвали "фонтанчиком", тогда - "круглый лагун снабженный отростками, каждый из которых кончается маленькой конической чашечкой наполненной водой". Даже схему этого устройства приложили (почти как аппарат для газировки на более поздних ЛК). Вообщем интересно.
Но цветных изображений нет, зато представленные черно-белые фотографии хорошего качества, особенно те, которые вошли в состав фотоврезки. Любопытно, что 15 страниц фотоврезки не имеют нумерации, однако их количество учитывается в заявленных 108 страницах. Поэтому когда купите, и увидите, что номер последней страницы 78, то не пугайтесь - никто не вырывал и вашей покупки страницы, ))
Если коснуться формальной части, то можно отметить, что оформление книги, в целом, на высоте (как всегда), формат А4, привычный для таких изданий, бумага качественная, толстая, плотная, мелованная. Само издание имеет нарядный вид, броскую эффектную яркую, типовую обложку. Правда работа редактора могла быть и получше, вернее - по тщательнее. Например, можно было бы добавить список сокращений, причем иностранных - чтобы читатель не догадывался как расшифровывается аббревиатура C&R, да и названия кораблей можно было привести к единому формату, если писать по русски- значит по-русски. С другой стороны, в статье из "Морского сборника" видимо в те годы, в 1906 и 1912 годах были использованы англицизмы и термины не переведенные, названия кораблей на английском языке, воинские звание на английском и так далее.
Возможно тогда это выглядело круто и добавляло изданию важности и обстоятельности - но насколько это уместно в специальном издании, которым является такая книга - сложный вопрос. В тоже время первая статья из "сборника" - в названии корабли имеют наименования на английском языке, а в тексте - на русском. Придираюсь, но думается формат должен быть един, если конечно это не цитирование.
Качество подачи текстового материала приемлемое, но как всегда напрягает клеенный переплет - листать страницы следует аккуратно. Хотя книга у меня почти два года, и переплет еще держится, )) (правда это не настольная книга на каждый день). Но возможно это оптимальное сочетание "цена/качество", ведь твердый переплет вызовет и удорожание книги. В целом книга заслуживает положительную оценку.
Традиционно, рекомендаций "купить/не купить", как всегда, не даю. Решайте сами, друзья. Что касается меня, то книги этой серии мне в целом нравятся, хорошо что она продолжается. Так что рассматриваю их еще и как предмет коллекции. Встречаются конечно, перепечатки и повторы, но это уже издержки.
Конкретно эта книга издана уже относительно давно, тираж - не указан (как часто бывает в данной серии), не исключено, что печатают издания небольшими тиражами, под заказ. На этом заканчиваю. А какое ваше впечатление об этой книге? Встречали ее на прилавках книжных магазинов или в Интернете? Делитесь в комментариях.
Своей очереди ждут почти два десятка книг серии, и скоро еще парочка подойдет, но я стараюсь слишком часто их не показывать здесь, чтобы не утомлять читателей. Есть и другие интересные темы, другие книги