Бесплатное размещение информационных вывесок на общедомовом имуществе многоквартирных домов (МКД) без согласия собственников возможно только при соблюдении установленных органами местного самоуправления размеров. Если же размеры вывески превышают эти пределы, то ее размещение требует согласования с владельцами, которые вправе брать плату за это. Такую позицию заняла Экономколлегия Верховного Суда РФ в деле о демонтаже торговых вывесок с фасада МКД (Определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 26 июля 2024 года № 308-ЭС23-25249).
✅ Подписывайтесь на канал МАРКЕТ ЖКХ
В исследуемом деле рассматривались вывески с названием магазина крупной продуктовой сети, площадь которых превышала 40 квадратных метров. Поскольку эти вывески были оценены как реклама, а согласие Общего собрания собственников на бесплатное их размещение не было получено, управляющая компания (УК) потребовала от торговой сети и собственника нежилого помещения удалить вывески и вернуть фасад к первоначальному состоянию.
Все суды, рассматривающие этот иск, отказали:
- По мнению судей, вывески, содержащие только название магазина без информации о товарах, не относятся к рекламным, так как расположены непосредственно над магазином и информируют потребителей о его месторасположении, что соответствует обычаям делового оборота. Поэтому, согласно Закону о защите прав потребителей, для размещения информативных вывесок согласие собственников не требуется;
- Согласие с органами местного самоуправления на размещение также было получено;
- Вывески не мешают другим собственникам пользоваться фасадом МКД.
Тем не менее, Верховный Суд РФ пришел к выводу, что предыдущие решения были приняты с серьезными нарушениями норм материального права и отправил дело на пересмотр:
- Право собственников помещений в многоквартирных домах (МКД) использовать и распоряжаться общим имуществом не должно толковаться как разрешение одному собственнику нарушать права других. Закон предусматривает возможность передачи объектов общего имущества в пользование отдельным собственникам или третьим лицам (например, арендаторам или субарендаторам), однако это должно происходить только с обязательным согласованием со всеми собственниками помещений или с управляющей компанией (УК), которой собственники могут делегировать право заключать договора на использование общего имущества (таких как холлы, крыши, подвалы, фасады и т.д.) как бесплатно, так и на платной основе.
- В этом конкретном случае УК имела полномочия заключать договора на использование общего имущества в интересах собственников, включая договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на стенах дома. Таким образом, собственники помещений в данном МКД, воспользовавшись своими правами, решили установить возмездный характер использования общего имущества.
- Как следует из определения Конституционного Суда РФ от 12 марта 2024 года № 554-О, согласно статье 44 ЖК РФ, собственники помещений имеют право использовать фасад здания для размещения рекламных конструкций. Однако решения Общего собрания собственников (ОСС) не должны противоречить законодательству и ограничивать права третьих лиц. Размещение информационной вывески также не должно нарушать права других и создавать препятствия для использования общего имущества или его надлежащего содержания.
- Тем не менее, суды, изучив доказательства, пришли к выводу о том, что спорные конструкции не являются рекламными, что исключает необходимость их демонтажа. Суд получил заключение, что демонтаж возможен только в случае размещения охватывающих рекламных конструкций, согласованных с собственниками.
- Однако факт возмездного использования общего имущества не зависит от типа её использования. То есть конструкция, размещенная на фасаде, не обязательно должна быть рекламной, чтобы собственники могли получать от нее доход. Важно установить факт пользования общим имуществом.
- Закон исключает возможность возмездного размещения на общем имуществе только несоразмерной информационной вывески, требуемой для выполнения публичной обязанности. Размещение информационных табличек должно соответствовать установленным нормам и требованиям нормативных актов органов местного самоуправления (ОМСУ).
- Таким образом, собственники могут принимать решения не только о размере платы за размещение рекламных конструкций на общем имуществе, но и о порядке и условиях размещения других конструкций, вывесок и оборудования за плату или без. Исключение составляют лишь информационные вывески, размещение которых является обязательным согласно Закону о защите прав потребителей и регулируется Правилами благоустройства.
- В данном случае местные Правила благоустройства установили максимальный размер для информационных табличек в 0,2 квадратных метра. Суды же не проверили соответствие спорных конструкций установленным публичным требованиям по размещению информационных табличек, что лишает их выводы законности и обоснованности.
✅ Наш сайт по услугам капитального ремонта МКД: ремонт кровли, фасада, отмостки, подвалов и так далее
✅ Наш маркетплейс «МаркетЖКХ», в котором размещены все товары и услуги в сфере ЖКХ
✅ Наша группа Вконтакте, где мы публикуем полезную информацию, отвечаем на ваши вопросы и показываем результаты работ.
✅ Наш телеграмм-канал со свежими новостями из сферы ЖКХ и полезной информацией