Найти в Дзене

Подростковый суицид: кнопки «вкл» и «выкл»

Давайте представим себе подростка – ученика 11 класса. Семья ждет от него решения о выборе ВУЗа. Он угрюмо молчит, огрызается, требует, чтобы «его оставили в покое». Родители пытаются разговаривать с ребенком, в разных составах, с разным напором, используя разные аргументы. Подросток это воспринимает как давление и вмешательство в его личную жизнь. Напряжение в семье растет, отношения ухудшаются, конфликт переходит в хронический. И вдруг – суицидальная попытка. «Я одинок, меня никто не понимает. Не хочу жить». Подросток режет себе вены. Действительно ли «вдруг»? Что родители пропустили? Что все-таки первично – депрессия у подростка и невозможность принять решение о будущей профессии с последующим конфликтом с родителями или потеря контакта с родителями, невозможность диалога в семье с нарастающим чувством несоответствия ожиданиям, одиночеством и беспомощностью у подростка, или вообще что-то произошло совсем другое «на стороне», например, насилие? Чаще всего дети, совершающие суицидальн

Давайте представим себе подростка – ученика 11 класса. Семья ждет от него решения о выборе ВУЗа. Он угрюмо молчит, огрызается, требует, чтобы «его оставили в покое». Родители пытаются разговаривать с ребенком, в разных составах, с разным напором, используя разные аргументы. Подросток это воспринимает как давление и вмешательство в его личную жизнь. Напряжение в семье растет, отношения ухудшаются, конфликт переходит в хронический.

И вдруг – суицидальная попытка. «Я одинок, меня никто не понимает. Не хочу жить». Подросток режет себе вены. Действительно ли «вдруг»? Что родители пропустили? Что все-таки первично – депрессия у подростка и невозможность принять решение о будущей профессии с последующим конфликтом с родителями или потеря контакта с родителями, невозможность диалога в семье с нарастающим чувством несоответствия ожиданиям, одиночеством и беспомощностью у подростка, или вообще что-то произошло совсем другое «на стороне», например, насилие?

Чаще всего дети, совершающие суицидальную попытку, переживают состояние горя, последствия насилия или травли. Это типичные подростковые проблемы, просто сегодня они проявляются иначе. Тридцать лет назад во время семейного конфликта дети либо уходили в свою комнату и хлопали дверью, либо уходили из дома. Теперь они уходят из жизни.

Люди меняются: теряется навык диалога, умение говорить о сложных темах, искусство быть рядом. Раньше ребёнок сидел у мамы на руках и смотрел мультик про то, как Чебурашка мечтал о друге. Он плакал, а мама его обнимала и говорила, что Чебурашка друга обязательно найдёт, и ты тоже.

Сейчас ребёнок трёх-четырёх лет сидит один с планшетом, а родители заняты своими «взрослыми» делами. У ребёнка есть две клавиши – «вкл» и «выкл». От решаемой ситуации можно получить удовольствие, нерешаемую – просто выключить. Палитра возможных реакций у ребёнка тренируется недостаточно.

То, что современные дети не получают опыта совладания со стрессом, не учатся преодолевать трудности, многие специалисты считают культурным феноменом.

Ребёнок привыкает к тому, что его щадят, и опыту, который приобретается в результате испытаний, просто не откуда браться. (Конечно, есть случаи, когда ребенок в трудной жизненной ситуации вместе с семьей борется за выживание, но и в этих случаях не формируется гибкость реагирования). В такой ситуации сложно ожидать, что, например, в конфликте с другом, подросток начнёт искать пути разрешения проблемы или конфликта, а не просто перестанет общаться, то есть нажмет «выкл».

Современные дети мало играют в ролевые и сюжетные игры. А ведь очень многое для будущей психологической устойчивости возникает именно в играх, например, четырёхлетнего ребёнка в «дочки-матери». Там проживается и конфликт, и его разрешение, и одиночество, и ответственность, и забота, и радость живого контакта.

Есть и другой тревожный признак нашей «виртуальной эпохи» - исчезла ценность уникальности. В Сети можно создать любой ник, любой образ, достигать его совершенно не обязательно, всё равно никто не узнает, что его обладатель в реальной жизни - иной. И усилия к тому, чтобы достичь желаемого образа, прикладывать, соответственно, тоже не надо.

И так же со словом. Раньше, чтобы опубликовать текст, его, как минимум, нужно было качественно написать. Например, если ребёнок писал хорошее сочинение, его могли цитировать на родительском собрании. Нужно было поработать, чтобы твой текст услышали тридцать человек, а родители могли бы гордиться достижениями своих детей.

Сейчас можно написать в Сети что угодно, получить тысячи откликов или лайков и похвастаться тем, как быстро они пришли. То есть, качество текста и количество затраченных на него усилий не коррелируют с резонансом в Сети.

И когда человек, воспитанный на этом виртуальном суррогате, сталкивается с реальными проблемами жизни («я не хочу учиться и вообще ничего не хочу»), он нажимает «выкл».

«Кто виноват?» или все-таки «Что делать?».

Слушать и замечать друг друга. Беречь отношения и уважать индивидуальность. Не спешить, чтобы успеть подумать. И поспешить, чтобы успеть поделиться заботой и теплом.

Если не получается самостоятельно внутри семьи, то лучше вовремя обратиться к специалисту – всем вместе – к семейному консультанту или на групповую терапию для родителей и подростков.

----

Ваш ИИСТ - забота о себе, детях, парах и всей семье
https://familyland.ru/